Алфавитный указатель

Таганрогское авиационное производственное объединение

Таганрогское авиационное производственное объединение имени Г. Димитрова — берёт начало от образованного в 1916 в Таганроге отделения акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедев и Кº, базировавшегося в Петрограде. В 1917 была начата сборка самолётов («Лебедь‑12», «Вуазен»), однако в годы Гражданской войны завод фактически не работал. Он был восстановлен в 1920 (завод № 10 «Лебедь», с 1927 — завод № 31, с 1934 — имени Г. Димитрова), и в 20—30‑х гг. строил самолёты различных типов (с преобладанием гидросамолётов) — разведчики Р‑1 (МР‑1), Р‑5, МР‑6 (АНТ‑7), МДР‑4 (АНТ‑27), МБР‑2, КОР‑1 (Бе‑2), МБР‑5 (конструктор П. Д. Самсонов), МДР‑6 (Че‑2), бомбардировщик ТБ‑3 (АНТ‑6), пассажирские самолёты АНТ‑9, МП‑1, многоцелевые самолёты Ш‑2, Су‑2, лицензионные гидросамолёты «Савойя» S‑62 (Италия), Консолидейтед PBY‑1 (США) — под названием ГСТ и др. В 1934—39 главным конструктором завода был ГМБериев. В разные годы в КБ завода работали МЛМиль, ВБШавров, РЛБартини, В. П. Горбунов. В 1941 завод начал производство истребителей ЛаГГ‑3, но в октябре был эвакуирован в Тбилиси (см. Тбилисское авиационное производственное объединение имени Г. Димитрова). Завод в Таганроге начали восстанавливать (под № 86) в сентябре 1943, и в 50‑х гг. он приступил к выпуску гидросамолётов семейства Бе (Бе‑6, Бе‑8, Бе‑10 Бе‑12). Предприятие награждено орденами Октябрьской Революции (1984), «Знак Почёта» (1976). В 1988 на основе завода образовано ПО.

Энциклопедия авиации