Алфавитный указатель

Центральный институт авиационного моторостроения

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ). Создан в 1930 в Москве на базе винтомоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела Автомобильного и автомоторного НИИ и КБ авиационного завода имени М. В. Фрунзе как Институт авиационных моторов; с 1932 назывался ЦИАМ, с 1933 — указанное название. Разрабатывает фундаментальные проблемы газовой динамики, теплофизики, прочности, надёжности, экологической «чистоты» авиационных ВРД и др. До Великой Отечественной войны в институте исследовались и разрабатывались поршневые авиационные двигатели лёгкого и тяжёлого топлива. Созданные в институте двигатель АМ 34 А. А. Микулина и авиадизель АЧ 30 А. Д. Чаромского строились серийно и применялись на многих рекордных и боевых самолётах. В период Великой Отечественной войны институт работал над увеличением мощности и высотности двигателей боевых самолётов, а также помогал фронту в их ремонте и эксплуатации. В 1941—43 институт был эвакуирован в г. Уфу. С 1945 ЦИАМ как головной институт авиадвигателестроения страны разрабатывает перспективы развития авиационных ВРД, требования к новым двигателям, осуществляет научное обеспечение их создания. С 1955 функционирует филиал ЦИАМ — крупнейший в Европе комплекс для испытаний авиационных двигателей в высотно-скоростных условиях. В институте в разные годы работали основоположники создания ВРД и ГТД в СССР А. М. Люлька, Б. С. Стечкин, В. В. Уваров, крупные учёные и конструкторы М. В. Келдыш, В. Я. Климов, Г. П. Свищёв, Л. И. Седов, С. К. Туманский, В. Н. Челомей, Г. Г. Чёрный и др. Институт располагает вычислительным центром, производственной и экспериментальной базой для лабораторных исследований. Издаёт «Труды», тематические сборники. Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1981).

Энциклопедия авиации