Алфавитный указатель
Удлинение авиационных конструкций
Удлинение авиационных конструкций — 1) У. крыла — отношение квадрата размаха крыла l к площади крыла S: λ = l2/S; характеризует степень вытянутости крыла вдоль размаха. Для прямоугольных крыльев λ = l/b, где b — хорда крыла. У. крыла — один из основных геометрических параметров крыла, определяющих его аэродинамические характеристики. При малых дозвуковых скоростях полёта несущие свойства эллиптического крыла большого У. определяются соотношением сyα = 2π λ/(λ + 2) (см. Аэродинамические коэффициенты), а его индуктивное сопротивление Хi при заданном значении коэффициента подъёмной силы сy обратно пропорционально λ. Т. о., при увеличении λ несущие свойства крыла возрастают, а Xi уменьшается и соответственно растёт максимальное аэродинамическое качество. Однако удлинение крыла, как правило, ведёт к непропорциональному росту его массы из-за необходимости обеспечить надлежащие прочность и жёсткость крыла. У рекордных планёров значение λ достигает 40; у дозвуковых пассажирских самолётов 80‑х гг. λ = 7—10 (например, у самолёта Ил‑96-300 λ = 9,5).
При сверхзвуковых скоростях полёта более существенными оказываются другие геометрические параметры, и для сверхзвуковых самолётов рациональными являются крылья малого удлинения: λ = 1,5—2,5. Аналогично У. крыла определяются удлинения и др. несущих поверхностей, например горизонтального оперения.
2) У. фюзеляжа — отношение λф длины lф фюзеляжа к диаметру dэ. ф эквивалентного круга, площадь которого равна площади миделевого сечения Sм. ф фюзеляжа: λф = l/dэ. ф; dэ. ф = (4Sм. ф/π)1/2. В частном случае осесимметричного фюзеляжа диаметр эквивалентного круга совпадает с диаметром миделевого сечения. У. фюзеляжа является одним из геометрических параметров, определяющих его сопротивление аэродинамическое. Для фюзеляжей, носовые и хвостовые части которых представляют собой параболоиды вращения, при дозвуковых скоростях оптимальными будут λф ≈ 3—4, при сверхзвуковых скоростях — λф ≈ 14. Для многорежимных самолётов, летающих в дозвуковых и сверхзвуковых диапазонах скоростей, обычно выбирают компромиссное значение У. фюзеляжа с учётом возможной продолжительности полёта на обоих режимах. На практике выбор У. фюзеляжа часто оказывается продиктованным особенностями применения самолёта.
Энциклопедия авиации
Штурмовик
Штурмовик — низковысотный боевой самолёт для поражения малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей, а также живой силы противника на поле боя и в ближних тылах с применением бомбардировочного, ракетного и стрелково-пушечного…
Болховитинов Виктор Фёдорович
Болховитинов Виктор Фёдорович (1899—1970) — советский авиаконструктор и учёный в области самолётостроения, доктор технических наук (1947), генерал-майор-инженер, (1943). Окончил Военно-воздушную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (1926;…
Мах (Масh) Эрнст
Мах (Масh) Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет. Экспериментально изучал особенности обтекания тел при их движении со сверхзвуковыми скоростями и впервые осуществил визуализацию течения с помощью…
Стрельцов Владимир Владимирович
Стрельцов Владимир Владимирович (1902—1947) — один из основателей отечественной авиационной медицины, профессор (1938), доктор медицинских наук (1939). Окончил Военно-медицинскую академию (1926). В 1933—1935 возглавлял сектор Научно-исследовательского санитарного института РККА, с 1935 — начальник…
Корабельный летательный аппарат
корабельный летательный аппарат — летательный аппарат, базирующийся на авианесущих кораблях. К. л. а. предназначен для перевозки техники и грузов между кораблем и берегом, спасения терпящих бедствие, поражения воздушных надводных и наземных целей, поиска…
«Соко»
«Соко» (SOKO) — авиастроительное предприятие Югославии. Образовано в 1951. Совместно с румынским предприятием ИАв «Крайова» разработало и производило истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао» (в Румынии имеет обозначение IAR-93). Выпускало учебно-тренировочный и лёгкий…
Михайличенко Иван Харлампиевнч
Михайличенко Иван Харлампиевнч (1920—1982) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1940. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (1943), Участник Великой Отечественной войны.…
Ньютона теория обтекания
Ньютона теория обтекания — приближенная теория, описывающая обтекание тела идеальной жидкостью, частицы которой движутся с постоянной скоростью, не взаимодействуют друг с другом, а при столкновении с телом полностью передают ему нормальную…
Степень двухконтурности
степень двухконтурности — параметр рабочего процесса турбореактивного двухконтурного двигателя (см. Параметры рабочего процесса двигателя), равный отношению расхода воздуха в наружном контуре к расходу воздуха во внутреннем контуре. С. д. является…
- 1
- 2
- 3