Алфавитный указатель

Военно-транспортный летательный аппарат

военно-транспортный летательный аппарат — предназначается для выброски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных. Военно-транспортные самолёты (ВТС) и вертолёты (ВТВ) подразделяются на тяжёлые, средние и легкие.

В фюзеляже ВТС и ВТВ обычно располагают кабину грузовую для размещения личного состава перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное оборудование. На большинстве ВТС и ВТВ в их хвостовой части имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку летательного аппарат на земле. На ВТС грузовой люк открывается также и в полёте, и через него производится выброска десантников, боевой техники и грузов десанта на парашютных системах. Некоторые ВТС имеют откидную носовую часть и грузовой люк в боковой части фюзеляжа (грузовой кабины), которые служат также для загрузки и разгрузки самолёта, но десантирование через них в полёте невозможно. Такие ВТС предназначаются только для воздушных перевозок.

ВТС, как правило, строятся по схеме высокоплана, то есть крыло располагается в верхней части фюзеляжа. Такая схема позволяет иметь максимальный объём грузовой кабины, ровный пол по всей её длине и низкое шасси, благодаря чему удобно загружать самолёт непосредственно из грузовых автомобилей, не прибегая к специальным погрузчикам. Большинство ВТС и ВТВ имеют шасси высокой проходимости, обеспечивающее их эксплуатацию с грунтовых аэродромов, максимально приближённых к расположению перевозимых или десантируемых войск, районам погрузки и выгрузки. В качестве силовых установок на ВТС и ВТВ применяются газотурбинные двигатели. ВТС с турбовинтовыми двигателями и турбореактивными двухконтурными двигателями наряду с хорошими взлётно-посадочными характеристиками имеют большую дальность полёта. Некоторые ВТС оснащены двигателями с устройствами реверсирования тяги, что позволяет существенно сократить длину пробега после посадки.

Бортовое оборудование ВТС и ВТВ обеспечивает выполнение ими боевых задач днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. Как правило, ВТС оборудуются автоматизированными пилотажно-навигационными комплексами (ПНК). позволяющими с высокой точностью автономно или с помощью наземных радиотехнических средств выходить в район десантирования и осуществлять прицельную выброску десанта или посадку на заданном аэродроме. В состав ПНК обычно входят бортовые радиолокационные станции, доплеровский индикатор скорости и угла сноса, система воздушных сигналов, бортовая ЭВМ и другая аппаратура. В состав вооружения ряда ВТС входит и бортовой оборонительный комплекс, включающий средства радиоэлектронного противодействия, средства помех тепловым головкам самонаведения ракет; на некоторых ВТС устанавливаются также огневые средства обороны.

Историческая справка. Первый самолёт, предназначенный специально для военно-транспортных и десантных операций, создан в Германии фирмой «Юнкерс» — Ju52/3m (первый полёт в 1932, боевая нагрузка 1,5 т). Во Второй мировой войне широко использовались разработанные в США в конце 30‑х гг. лёгкие ВТС C-47 «Скайтрейн» фирмы «Дуглас» (на основе пассажирского самолёта DC-3) и С-46 «Коммандо» фирмы «Кёртисс».

После войны основные работы за рубежом в области военно-транспортной авиации проводятся в США. В конце 40‑х — начале 50‑х гг. здесь создано несколько типов лёгких и средних ВТС, среди них на фирме «Дуглас» — С-124 «Глоубмастер» II и С-133 «Каргомастер», которые до Второй половины 50‑х гг. были основными в военно-воздушных силах США. В дальнейшем основными разработчиком ВТС стала фирма «Локхид». Ею выпущены средние тактические самолёты С-130 «Геркулес» (1954), тяжёлые стратегические С-141 «Старлифтер» (1963) С-5А (1968) и С-5В «Галакси» (1985).

В числе ВТС другие стран разработанные в Великобритании — Армстронг-Уитуорт «Аргоси» (1959) и Шорт «Белфаст» (1964], в Италии — Аэриталия G. 222 (1970) в Канаде — DHC-5 «Баффало» (1964, фирма «Де Хэвилленд эркрафт оф Канада»), в ФРГ и Франции — С-360 «Трансаль».

В СССР в качестве ВТС применялись тяжёлые транспортные самолёты Ан-22 «Антей» (1965). Ан-124 «Руслан» (1982) и Ан-225 «Мрия» (1988), средние АН-12 (1957) и Ил-76 (1971) и лёгкие Ан-26 (1969) и Ан-32 (1976).

В начале 50‑х гг. для военно-транспортных операций стали применять многоцелевые вертолёты, в дальнейшем были разработаны специализированные ВТВ. Ведущее место в этой области заняли фирмы «Сикорский» и «Боинг вертол» (США). Наиболее известные ВТВ созданные на фирме «Сикорский»: лёгкие H-34 «Чокто» (1954), UH-60A «Блэк хоук» (1974). средний CH-54 (1962), тяжёлый CH-53E (1974, самый тяжёлый зарубежный вертолёт) и др. На фирме «Боинг вертол» разработаны лёгкий ВТВ CH-46 «Си найт» (1958) и средний CH-47 «Чинук» (1961). Во Франции используется вертолёт фирмы «Аэроспасьяль» AS 332 «Супер пума» (1978).

В СССР в классе ВТВ были созданы тяжёлые Ми-6 (1957), Ми-10К (1965), Ми-26 (1978), средний Ми-8 (1962), лёгкие Ми-4 (1952), Ми-2 (1961) и др.

Энциклопедия авиации