Алфавитный указатель

Волновой кризис

волновой кризис — возникновение скачков уплотнения (ударных волн) при трансзвуковом обтекании тела, когда Маха число набегающего потока М превышает критическое число Маха. Начало В. к. связано с образованием местной зоны сверхзвукового течения, замыкающейся скачками уплотнения. Например, при обтекании крыла с ростом значения М скачки уплотнения, которые первоначально возникают на верхней поверхности профиля, вместе с границей сверхзвуковой зоны перемещаются к задней кромке. Затем сверхзвуковая зона появляется и на нижней поверхности профиля. Развитие её протекает здесь интенсивнее, чем на верхней поверхности, и, начиная с некоторого числа M < l, замыкающий скачок уплотнения на нижней поверхности обгоняет скачок на верхней поверхности. С приближением числа М к единице сверхзвуковые зоны захватывают большую часть поверхности профиля.

В. к. сопровождается значительным увеличением лобового сопротивления за счёт появления волнового сопротивления, обусловленного потерями энергии в скачках уплотнения. Отмеченное различие в динамике роста сверхзвуковых зон приводит к резкому изменению продольного момента (смещению фокуса аэродинамического). В условиях В. к. увеличение сопротивления связано также со срывом потока из-под скачков уплотнения. Вследствие разных причин срыв может возникать неодновременно на левой и правой консолях крыла самолёта, что приводит к появлению момента крена.

С целью затягивания начала В. к. применяются сверхкритические профили с повышенным значением критического числа Маха. Широко используются для реодоления В. к. стреловидные крылья, на которых реализуется скольжения принцип.

Энциклопедия авиации