Алфавитный указатель

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906—1989) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). В 20‑е гг. Я. — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ‑10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР‑1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956—84 генеральный конструктор, в 1940—46 одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Я. созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ‑2 и УТ‑1, бомбардировщик Як‑4, истребители Як‑1, Як‑7, Як‑9, Як‑3, которые составили около 60% (свыше 36 тыс. экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации. Я. — один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Я., реактивные истребители Як‑15 (один из первых в СССР), Як‑17, Як‑23, Як‑25 (первый всепогодный перехватчик), Як‑28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як‑36 и его боевой палубный вариант Як‑38; десантный планёр Як‑14; двухвинтовой вертолет продольной схемы Як‑24; учебные самолёты Як‑11, Як‑18, Як‑18Т и Як‑52, многоцелевой самолёт Як‑12; спортивные самолёты Як‑18П, Як‑18ПМ, Як‑50, Як‑55 (на которых советские летчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские самолёты Як‑40 и Як‑42. Под руководством Я. создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, построенных в количестве около 70 тыс. экземпляров. Я. создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и учебно-спортивные. На самолётах Я. установлено 74 мировых рекорда. Депутат ВС СССР в 1946—89. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Я. присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награждён 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1‑й и 2‑й степени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Я. носит Московский машиностроительный завод «Скорость». Бронзовый бюст Я. установлен в Москве. См. ст. Як.

Соч.: Рассказы авиаконструктора, 4 изд., М., 1974; Записки конструктора, М., 1979; Советские самолеты, 4 изд., М., 1982; Цель жизни, 5 изд., М., 1987.

Энциклопедия авиации