История авиации

Даты истории воздухоплавания и авиации

1475

Леонардо да Винчи дал эскизы и описание геликоптера, парашюта и орнитоптера.

1670

Опубликован труд Ф. Лана, содержащий проект воздушного судна на аэростатическом принципе — с шарообразными ёмкостями, из которых откачан воздух (Италия).

1687

В «Математических началах натуральной философии» И. Ньютон подробно исследовал проблему сопротивления движению тел в жидкости и, в частности, установил пропорциональность сопротивления квадрату скорости.

1738

В работе Д. Бернулли «Гидродинамика» с единых позиций изложены основы гидродинамики и, в частности, доказана теорема, известная теперь как уравнение (интеграл) Бернулли.

1740

Б. Робинс (Великобритания) создал первую экспериментальную установку для изучения движения (в том числе определения сопротивления) артиллерийских снарядов — баллистический маятник.

1744

ЖЛДАламбер в «Трактате о равновесии и движении жидкости, предназначенном продолжить трактат о динамике» вывел равенство нулю сопротивления тела при движении его в идеальной жидкости — парадокс Д′Аламбера — Эйлера (последнему принадлежит математическое объяснение этого парадокса).

1754

12 (1)* июля — М. В. Ломоносов демонстрировал в Академии наук «аэродромическую машину» — модель вертолета с двумя противоположно вращающимися винтами.

* Здесь и далее в скобках — дата по старому стилю.

1755

В работе Л. Эйлера «Общие принципы движения жидкости» дан вывод уравнений динамики идеальной жидкости (в аэро- и гидродинамике известны как уравнения Эйлера).

1783

21 ноября — Первый свободный полет людей (Ж. Ф. Пилатр де Розье и Ф. д′Арланд) на тепловом аэростате братьев Монгольфье.

1 декабря — Ж. А. С. Шарль и М. Робер совершили полёт на водородном аэростате.

5 декабря (24 ноября) — Первый в России (Санкт-Петербург) публичный пуск небольшого (диаметр 40 см) теплового аэростата.

Декабрь — Первый спуск человека на парашюте — французский физик Л. С. Ленорман — с башни обсерватории.

1784

28 апреля — Модель вертолёта Б. Лонуа и Ж. Бьенвеню взлетела под купол зала Французской академии.

1785

7 января — Перелёт французского механика Ж. П. Бланшара и американского учёного Дж. Джефриса на аэростате через пролив Ла-Манш.

1788—91

Опубликованы работы Ж. Л. Лагранжа «Аналитическая механика» (1788) и «Мемуары о теории движения жидкостей» (1791), в которых исследуются уравнения гидродинамики.

1794

Май — Первое применение воздухоплавательного ЛА в войне; при защите крепости Мобеж французы использовали привязной аэростат для наблюдения за австро-голландскими войсками.

1797

22 октября — Первый успешный спуск на парашюте с аэростата совершил в Париже А. Ж. Гарнерен.

1799

Дж. Кейли изобразил на чертеже планёр (самолет) в трёх проекциях.

1803

2 июля (20 июня)* — Французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен со своей женой совершили первый в России полёт на тепловом аэростате (Санкт-Петербург).

1804

12 июля (30 июня)* — Состоялся первый в России полёт на аэростате с научными целями — академик Я. Д. Захаров с фламандским ученым и воздухоплавателем Э. Робертсоном.

1808

12 ноября — Публичный подъем в Вене Я. Догена на своем гибридном ЛА (орнитоптер, частично уравновешенный водородным баллоном).

1842

29 сентября — У. Хенсон опубликовал проект самолёта с паровым двигателем, на который он 28 марта 1843 зарегистрировал патентную заявку.

Английский изобретатель У. Филипс провёл испытания модели вертолёта с реактивным винтом (четырехлопастный винт укреплен на одной оси с сегнеровым колесом, приводимым во вращение водяным паром). Модель явилась первым ЛА тяжелее воздуха тепловым двигателем.

1847

27 сентября — Ван Гокк в Брюсселе продемонстрировал подъём гибридного ЛА (вертолёт с аэростатом, уравновешивающим вес аппарата).

1849

22 августа — Австрийцы при осаде Венеции осуществили бомбардировку города зажигательными бомбами с беспилотных аэростатов.

1852

24 сентября — Первый полёт А. Жиффара на дирижабле с паровым двигателем.

1853

Дж. Кейли построил планёр, который был испытан в свободном полёте с человеком на борту.

1857

2 мая — Патент на проект самолёта с паровым двигателем, тянущим винтом и трехколёсным шасси выдан Ф. Дю Тамплю.

Француз Ж. М. Ле Бри совершил непродолжительный свободный полёт на планёре, взлёт которого был осуществлён буксировкой с помощью конной повозки.

1858

В работе Г. Л. Ф. Гельмгольца «Об интегралах уравнения гидродинамики, соответствующих вихревому движению» впервые доказана особая форма движения жидкостей, названная вихревым движением.

1863

30 июля — Ф. Турнашон (Надар), французский журналист, энтузиаст динамического полёта, выступил в Париже со своим «Манифестом динамического воздухоплавания». Переведённый на многие европейские языки и помещённый в газетах и журналах доклад способствовал усилению интереса широких масс к авиации.

21 (9) октября — А. В. Эвальд опубликовал в Санкт-Петербурге статью «Воздухоплавание» с изложением основных принципов устройства самолёта.

1866

12 января — Основано Аэронавтическое общество Великобритании (позднее — Королевское авиационное общество).

1867

19 октября — Патент на проект самолёта с пульсирующим ВРД выдан Н. А. Телешову во Франции. Это был один из первых в мире проектов реактивного самолёта.

1868

В работе Г. Л. Ф. Гельмгольца «О прерывных движениях жидкости» предложена схема течения с поверхностями тангенциального разрыва и разработан математический аппарат для анализа струйных течений идеальной жидкости.

1869

21 (9) декабря — При Главном инженерном управлении Военного министерства образован первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию — Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям.

А. Н. Лодыгин предложил проект вертолёта с приводом винтов от электродвигателя («электролёт»).

1870

23 сентября 1870—28 января 1871 — Крупномасштабная воздушная операция во время франко-прусской войны: из осаждённого Парижа на 66 аэростатах было вывезено 155 человек, около 3 млн. писем и 400 почтовых голубей (для обратной связи с Парижем).

1871

В журнале «Морской сборник» № 6 опубликован труд М. А. Рыкачёва «Первые опыты над подъемной силой винта, вращаемого в воздухе».

В. А. Пашкевич построил первую в России аэродинамическую трубу для исследования сопротивления снарядов.

Ф. Уэнхем (Великобритания) использовал аэродинамическую трубу для опытов с моделями самолётов.

1874

22 марта — Высотный подъём (7300 м) французских учёных Т. Сивеля и Ж. Кроче-Спинелли на аэростате «Полярная звезда»; для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.

1875

19(7) октября — В докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Д. И. Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоев атмосферы.

1876

Д. Ж. У. Рэлей в работе «О сопротивлении жидкостей» вычислил по схеме Гельмгольца — Кирхгофа сопротивление плоской пластины, установленной под произвольным углом атаки в потоке несжимаемой жидкости.

1880

Январь — В Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Воздухоплаватель» — первое в России периодическое издание в данной области.

Апрель — Опубликован классический труд Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании».

1881

1 января 1881 (20 декабря 1880) — Русское техническое общество открыло в своём составе VII (воздухоплавательный) отдел.

4 апреля (23 марта) — Народоволец Н. И. Кибальчич, находясь в Петропавловской крепости, за несколько дней до казни составил записку и дал эскиз ракетного ЛА с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги (опубликованы в 1918).

15 (3) ноября — А. Ф. Можайскому выдан первый в России патент на проект ЛА — моноплана с тремя воздушными винтами (с приводом от двух паровых машин).

1883

Июнь — А. Ф. Можайский построил самолёт с паровыми двигателями.

8 октября — Первый подъём братьев Тиссандье на своём дирижабле с электродвигателем мощностью 1,1 кВт.

В работе О. Рейнольдса «Экспериментальное исследование условий, при которых движение воды происходит по прямой или извилистой линии, и закон сопротивления в параллельных каналах» показано существование двух видов течения — ламинарного и турбулентного — со сменой ламинарного режима течения турбулентным при определённом значении некоторого безразмерного параметра, названного впоследствии числом Рейнольдса.

1884

9 августа — Первый полёт Ш. А. Ренара и А. Кребса на дирижабле «Франция» с электродвигателем, мощность которого (6,5 кВт) позволяла при слабом ветре возвратиться к месту старта (новое для того времени качество воздухоплавательного ЛА).

1885

7 февраля (26 января) — Начало военного воздухоплавания в России: в Санкт-Петербурге сформирована кадровая воздухоплавательная команда (командир А. М. Кованько).

Июль — Испытания самолёта А. Ф. Можайского.

1889

О. Лилиенталь опубликовал свой труд «Полёт птиц как основа искусства летать» (в 1891—96 он совершил свыше 2 тыс. полётов на планерах различной конструкции).

1890

9 октября — Моноплан К Адера «Эол» с паровой машиной и тянущим винтом совершил «прыжок» на расстояние около 50 м.

В работе Н. Е. Жуковского «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока» в рамках теории идеальной жидкости изложен метод определения сопротивления профиля, состоящего из произвольного числа прямолинейных отрезков.

1891

3 ноября (22 октября) — На заседании Московского математического общества Н. Е. Жуковский сделал доклад «О парении птиц», в котором дал теоретическое обоснование фигурных полётов, и в частности «мёртвой петли».

1892

В работе русского математика и механика А. М. Ляпунова «Общая задача об устойчивости движения» предложен общий метод исследования устойчивости движения механической системы (проблема обеспечения устойчивости полёта ЛА имела первостепенное значение на всех этапах развития авиации). В статье С. К. Джевецкого «Определение элементов гребных винтов» впервые предложен теоретический подход к объяснению работы воздушного винта.

1893

При испытаниях на привязи мультиплан Г. Филипса (Великобритания) с 50 плоскостями поднимался на высоту около 1 м и пролетал по кругу расстояние около 60 м.

1894

Май — Опубликован труд К. Э. Циолковского «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина», в котором рассматривается проект цельнометаллического свободнонесущего моноплана хорошо обтекаемой формы.

31 июля — При испытании самолёта X. С. Максима, оснащённого двумя паровыми машинами, произошёл кратковременный отрыв самолёта от рельсовой дорожки.

1896

Июнь — Планёр с бипланной коробкой крыльев построил О. Шанют при участии А. Херинга. За год на нём было выполнено около 1000 полётов продолжительностью до 14 с и дальностью до 110 м.

1897

12 и 14 октября — Неудачные попытки полёта на самолёте К. Адера «Авьон III».

3 ноября — Первый подъём цельнометаллического дирижабля конструкции Д. Шварца в Берлине закончился разрушением ЛА из-за отказа двигателя.

Русский изобретатель П. Д. Кузьминский провёл испытания отдельных узлов своего парового ГТД — «газопаророда».

В Санкт-Петербурге опубликована работа И. В. Мещерского «Динамика точки переменной массы»; уравнения движения и др. результаты этой работы являются основополагающими для механики траекторного движения ЛА с РД и ВРД.

К. Э. Циолковский построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку»).

1900

2 июля — Первый подъём дирижабля Ф. Цеппелина жёсткой конструкции.

15 сентября — В Париже открылся 1‑й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.

1901

19 октября — А. Сантос-Дюмон на своём дирижабле № 6 (с бензиновым двигателем) из воздухоплавательного парка аэроклуба Франции совершил полёт по замкнутому маршруту, обогнув Эйфелеву башню.

1902

13 ноября — Первый полёт дирижабля «Лебоди» полужёсткой конструкции (Франция).

Под руководством Н. Е. Жуковского в Московском университете построена аэродинамическая труба, в которой он провёл первые опыты по аэродинамике. С. А. Чаплыгин опубликовал докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой впервые разработал методы исследования движения газа при скоростях, близких к скорости звука.

1903

7 октября — Попытка полёта на самолёте, построенном С. Ленгли и оборудованном поршневым двигателем, успеха не имела (8 декабря предпринята вторая попытка, также неудачная).

17 декабря — Первые управляемые устойчивые полёты на самолёте с поршневым двигателем совершили братья Райт.

1904

10 мая (27 апреля) — основан Аэродинамический институт в Кучине [14 (1) января 1905 состоялось его официальное открытие].

В работе Л. Прандтля «О движении жидкости с очень малым трением» изложены основы теории пограничного слоя и дано объяснение явления отрыва потока от обтекаемой поверхности.

1905

14 октября — В Париже образована Международная авиационная Федерация (ФАИ).

28 (15) ноября — В докладе «О присоединённых вихрях» в Московском математическом обществе Н. Е. Жуковский изложил теорему о подъёмной силе профиля крыла.

1906

23 октября — А. Сантос-Дюмон на своём самолёте 14бис пролетел около 60 м, а 12 ноября — 220 м за 21,2 с (этот полёт считается первым официально зарегистрированным полётом в Европе).

1907

29 сентября — Вертолёт, построенный братьями Бреге, с пилотом на борту оторвался от земли, но его устойчивость была обеспечена с помощью наземного персонала.

13 ноября — П. Корню (Франция) на своём вертолёте совершил свободный подъём на небольшую высоту (в последующих испытаниях осуществлён подъём с двумя людьми на борту).

Опубликована работа Ф. У. Ланчестера «Аэродинамика», включающая соображения о циркуляции как о причине образования подъёмной силы и о концевых вихрях как о причине появления индуктивного сопротивления крыла.

1908

29 (16) января — Собрание учредителей Всероссийского аэроклуба.

10 сентября (28 августа) — Начались полёты первого построенного в России управляемого аэростата «Учебный».

1909

20 мая — А. П. Тиссандье установил первый официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скорости (54,77 км/ч) на биплане конструкции братьев Райт.

25 июля — Л. Блерио совершил перелёт через пролив Ла-Манш на своём моноплане № 11.

Июль — Начал работать самолётостроительный завод акционерного общества «Первое Российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и К°».

22—29 августа — Первые международные состязания на ЛА прошли в Реймсе под Парижем.

25 сентября — 17 октября — В Париже прошла первая авиационная выставка — Аэронавтический салон. Раньше, в декабре 1908, состоялась совместная автомобильная и авиационная выставка.

22 октября — Р. де Ларош (Франция) первой из женщин совершила полёт на самолёте (8 марта 1910 она стала первой дипломированной лётчицей).

24 (11) октября — Первый в России демонстрационный полёт на самолёте «Вуазен» совершил французский механик Ж. Легань, пролетев около 1,5 км на высоте 10 м на Гатчинском военном поле.

Октябрь — В Московском техническом училище, Петербургском институте инженеров путей сообщения, Петербургском, Киевском и Донском (Новочеркасском) политехнических институтах началось чтение лекций по воздухоплаванию.

Декабрь — Всероссийский аэроклуб вступил в ФАИ и получил право регистрации мировых авиационных и воздухоплавательных рекордов, устанавливаемых в России, а также выдавать пилотские дипломы, действительные во всех странах.

Л. Прандтль в Гёттингене, а А. Г. Эйфель и О. Рато в Париже основали аэродинамические лаборатории.

1910

11 марта — Первый полёт самолёта D.5 схемы «бесхвостка» Д. Данна (Великобритания).

14 (1) марта и 11 апреля (29 марта) — С. А. Чаплыгин сделал доклад «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела (к теории аэроплана)» в Московском математическом обществе.

21 (8) марта — В Одессе состоялись первые в России публичные полёты русского лётчика М. Н. Ефимова на «Фармане‑IV».

28 марта — Первый в мире успешный взлёт с воды совершил на своём гидросамолёте А. Фабр.

Март — Начало подготовки авиационных военных специалистов в России: командировано во Францию 7 офицеров для обучения полетам и 6 нижних чинов для подготовки из них мотористов.

5 мая — В Париже открылась Международная конференция «для регулирования юридических отношений, возникающих из передвижений по воздуху». Участвовало 18 государств, в том числе Россия.

8—15 мая (25 апреля — 2 мая) — В Санкт-Петербурге (на Коломяжском ипподроме) прошла первая в России международная неделя авиации.

5 июня (23 мая) — Первый в России полёт самолета отечественной постройки («Кудашев‑1») совершил в Киеве на Сырецком ипподроме профессор А. С. Кудашев.

16 (3) июня — Первый полёт на своём биплане С‑2 соверши И. И. Сикорский на Куренёвском поле в Киеве.

19 (6) июня — Полёт на самолёте «Гаккель‑III» совершил на Гатчинском аэродроме под Санкт-Петербургом В. Ф. Булгаков.

12 августа (30 июля) — Начало испытательных полётов первого отечественного военного дирижабля «Кречет».

27 августа — Дж. Маккарди осуществил радиопередачу с самолёта на землю (США).

21 сентября — 12 октября (8—29 сентября) — Всероссийский праздник воздухоплавания. Соревнования на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге показали высокий класс русских лётчиков.

14 ноября — Взлёт с палубы корабля совершил Ю. Эли (США) на биплане Г. Кёртисса (он же 18 января 1911 совершил посадку на палубу корабля).

24 (11) ноября — Открылась Севастопольская офицерская школа авиации.

10 декабря — А. Коандэ продемонстрировал подлёт самолёта с силовой установкой реактивного типа, включающей ПД и приводимый им центробежный компрессор.

1911

Март — Начала выходить (отдельными выпусками) работа Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания».

23 (10) апреля — В Санкт-Петербурге открылась Международная воздухоплавательная выставка.

25—30 (12—17) апреля — В Санкт-Петербурге проходил 1‑й Всероссийский воздухоплавательный съезд (председатель Н. Е. Жуковский).

18 (5) мая — Б. Н. Юрьев опубликовал схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса несущего винта.

23—24 (10—11) июля — Первое в России состязание самолётов на протяжённом маршруте — перелёт Санкт-Петербург — Москва (из 9 участников конечного пункта достиг лишь А. А. Васильев).

3 августа — Первый полёт самолёта-амфибии «Канар», пилотируемого А. Фабром.

14 (1) сентября — 22 (9) октября — Первый конкурс отечественных военных самолётов состоялся в Санкт-Петербурге.

22 октября — Первое применение авиации в войне: итальянский капитан Пьяцца произвёл разведывательный полёт над турецкими позициями вблизи Триполи на моноплане «Блерио».

9 ноября (27 октября) — Г. Е. Котельников подал заявку на ранцевый парашют.

22 (9) ноября — Радиопередачу с самолёта на землю осуществил Д. М. Сокольцов (Россия).

В работе Т. Кармана и Г. Рубаха «Механизм сопротивления жидкости и воздуха» исследована устойчивость вихревой дорожки, образующейся за обтекаемым телом, и дан метод расчёта сопротивления, обусловленного этой дорожкой.

1912

1 марта — Первый прыжок с парашютом с самолёта выполнил А. Берри в Сент-Луисе (США).

5 марта — Первое применение дирижаблей в войне: на итальянских дирижаблях Р‑1 и Р‑3 проведена рекогносцировка турецких позиций вблизи Триполи.

1 октября (18 сентября) — Н. Е. Жуковский сделал в Московском математическом обществе доклад «Вихревая теория гребного винта», в котором предложена теория винта, основанная на концепции присоединённых и свободных вихрей.

12 ноября — Первый катапультный взлёт (на гидросамолёте Кёртисс А‑1) с палубы корабля совершил Т. Эллисон (США).

В работе Л. Прандтля «Теория крыла» изложена вихревая теория крыла конечного размаха.

Впервые демонстрировался в полёте гиростабилизатор (автопилот) Э. А. Сперри (США).

Совершил полёт первый цельнометаллический самолёт «Тюбавион» Понша и Примара (Франция).

1913

27—28 (14—15) марта — Начало испытаний (рулёжки и подлёты) биплана «Гранд» И. И. Сикорского. При этих испытаниях, как и в первом полёте 10 мая (27 апреля), использовались два из четырёх попарно расположенных по схеме «тандем» двигателей, а с 5 августа (23 июля) самолёт, назван «Русским витязем», испытывался с четырьмя двигателями, установленными на крыле в ряд.

16 апреля — В Монако состоялись первые состязания гидросамолётов на Шнейдера кубок.

9 сентября (27 августа) — П. Н. Нестеров впервые выполнил «мёртвую петлю» (названную позже «петлёй Нестерова») на серийном самолёте «Ньюпор‑IV».

23 (10) декабря — Первый полёт биплана «Илья Муромец» И. И. Сикорского — первого серийного четырёхдвигательного самолёта, ставшего родоначальником бомбардировочной авиации.

Начало серийного выпуска на рижском заводе «Мотор» ротативного авиадвигателя К‑80 Ф. Г. Калепа.

1913—16

Издан курс лекций Н. Е. Жуковского «Динамика аэропланов в элементарном изложении», в котором приведён ряд оригинальных методов, в том числе методы тяг и мощностей, ставших основой аэродинамического расчёта, а также методы исследования продольной и поперечной устойчивости самолёта.

1914

29—30 (16—17 июня) — Перелёт Петербург — Киев на самолёте «Илья Муромец» — первый в России рекордный перелёт на самолёте отечественной конструкции.

21 августа — 13 сентября (8—31 августа) — Первые полёты на самолёте в Арктике (в поисках экспедиции Г. Я. Седова) совершили Я. И. Нагурский с Е. В. Кузнецовым на поплавковом биплане «Фарман» в районе Новой Земли, достигнув 76° с. ш.

8 сентября (26 августа) — П. Н. Нестеров впервые применил таран как один из способов ведения воздушного боя (при этом погиб).

Опубликован труд С. А. Чаплыгина «Теория решетчатого крыла», в котором обоснована идея разрезного механизированного крыла.

1915

19 января — Первый налёт немецких дирижаблей на Великобританию.

Январь — Начало лётных испытаний летающей лодки М‑5 Д. П. Григоровича.

3 марта — В США основан Национальный консультативный комитет по аэронавтике (с 1 октября 1958 — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства — НАСА).

12 декабря — Первый полёт цельнометаллического свободнонесущего моноплана Г. Юнкерса J.1.

1916

7 января 1916 (25 декабря 1915) — Первый полёт летающей лодки М‑9 Д. П. Григоровича.

12 сентября — Первое испытание радиоуправляемого самолёта-снаряда «Хевит-Сперри» (США).

Ноябрь — Комиссия, созданная при Авиационном расчетно-испытательном бюро Московского технического училища (Н. Е. Жуковский — председатель, А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, С. П. Тимошенко и др.), рассмотрела вопросы, связанные с требованиями к прочности самолёта.

Осень — К. К. Арцеулов впервые в России преднамеренно ввёл самолёт в штопор и доказал возможность выхода из него.

1917

10 ноября (28 октября) — Военно-революционный комитет образовал Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, которое приступило к формированию первых красногвардейских авиаотрядов для борьбы с войсками Керенского — Краснова под Петроградом. Начало зарождения воздушного флота в Советской России.

1918

2 января 1918 (20 декабря 1917) — Создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики.

28 (15) января — Декрет СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в состав которой вошла и авиация (24 мая образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота — Главвоздухофлот).

24 марта — На Московском аэродроме организована «Летучая лаборатория» — лётный отдел Авиационного расчетно-испытательного бюро МВТУ (руководитель бюро Н. Е. Жуковский).

20 июня — Вышел первый номер «Вестника воздушного флота» — первого советского авиационного журнала (с января 1962 называется «Авиация и космонавтика»).

28 июня — Декрет СНК о национализации основных отраслей промышленности России (в том числе предприятий по производству ЛА).

1 декабря — В Москве основан Центральный аэрогидродинамический институт — ЦАГИ, который возглавил Н. Е. Жуковский.

Опубликована работа Н. Е. Жуковского «Исследования устойчивости конструкции аэроплана», которая положила начало отечественным исследованиям в области строительной механики самолёта.

В работе В. П. Ветчинкина «Требования, которым должен удовлетворять аэроплан с динамической и аэродинамической стороны» сформулированы требования к устойчивости самолёта.

1919

14—15 июня — Первый беспосадочный перелет через Северную Атлантику совершили Дж. У. Алкок и А. У. Браун на самолёте Виккерс «Вими» (Великобритания).

2—6 июля — Первый перелёт через Атлантический океан выполнен на дирижабле R‑34 (Великобритания).

25 августа — Открытие первой регулярной коммерческой международной авиалинии Лондон — Париж.

1920

16 сентября — В Москве организован Центральный институт труда, ставший впоследствии исследовательской организацией в области технологии авиастроения (с 1947 — Научно-исследовательский институт технологии и организации производства).

21 сентября — Приказом Реввоенсовета Республики при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота создан Опытный аэродром, предназначенный для проведения лётных испытаний самолётов и др. авиационной техники (в 1926 преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА).

26 сентября — Приказом Реввоенсовета Республики Московский авиатехникум реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского (впоследствии — военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).

3 декабря — Декретом СНК установлена ежегодная премия Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике и решено издать труды Н. Е. Жуковского.

1921

2 января — Первый полёт дирижабля «Красная звезда», перестроенного из дореволюционного дирижабля «Астра».

17 января — Принят первый советский законодательный акт о воздушном транспорте — декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».

1 мая — Открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Орёл — Харьков (обслуживалась самолётами «Илья Муромец»).

1922

1 мая — Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва — Кёнигсберг.

8 июля — В Москве на Ходынском аэродроме проведены первые в СССР опыты по опрыскиванию растений с самолёта ядохимикатами.

Август — Первая партия слитков нового отечественного сплава — кольчугалюминия получена на заводе в посёлке Кольчугино Владимирской области.

Сентябрь — При ЦАГИ организовано самолётостроительное КБ под руководством А. Н. Туполева. Выделилось из ЦАГИ в 1936.

1923

10 января — Первый успешный полёт автожира X. де ла Сиервы С‑4.

9 февраля — Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» — официальная дата создания гражданской авиации СССР.

8 марта — В Москве состоялось учредительное собрание Общества друзей воздушного флота — ОДВФ, которое оказало большую помощь становлению воздушного флота.

9 июня — В. И. Базаров подал в Комитет по делам изобретений заявку на авиационный газотурбинный двигатель.

28 июня — ВВС США произвели первую успешную дозаправку самолёта топливом в полёте.

15 июля — Открыта регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород.

1—18 ноября — В Крыму прошли первые Всесоюзные планёрные состязания.

Построены истребитель И‑1 и разведывательный самолёт Р‑1, разрабатывавшиеся под руководством Н. Н. Поликарпова.

1924

16 января — П. Пескара (Испания) продержался в воздухе на своём вертолёте 8 мин 13,8 с, пролетев свыше 1 км (30 января он за 10 мин 1 с описал окружность длинной 750 м).

8 февраля — Первый полёт первого советского пассажирского самолёта АК‑1.

6 апреля — 28 сентября — Первый кругосветный перелёт с посадками на двух самолётах Дуглас «Уорлд крузер» (США).

26 мая — Первый полёт первого советского цельнометаллического самолёта АНТ‑2.

Б. И. Черановский построил планёр БИЧ‑2 по схеме «летающее крыло».

1925

1 апреля — Приказом Реввоенсовета в СССР сняты с вооружения истребители иностранных типов.

26 июля — Начало заводских испытаний пассажирского самолёта К‑1.

16 июля — Первый полёт дирижабля «Московский химик-резинщик» конструкции Н. В. Фомина.

1 сентября — Утверждены первые отечественные «Нормы прочности самолёта» (в 1926 опубликованы в Трудах ЦАГИ под названием «Нормы прочности самолётов при статических испытаниях»).

26 ноября — Первый полёт цельнометаллического двухдвигательного бомбардировщика — свободнонесущего моноплана ТБ‑1 (АНТ‑4).

В работе Я. Аккерета (Швейцария) «О воздушных силах на крыльях, которые движутся со скоростью, большей скорости звука» изложена линеаризованная теория тонкого профиля в сверхзвуковом потоке.

1926

11—14 мая — Первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс осуществлён экспедицией Р. Амундсена и Л. Элсуорта (командир корабля У. Нобиле).

Ноябрь — Завершено создание авиадвигателя воздушного охлаждения М‑11, выпускавшегося серийно более 30 лет.

1927

18 января — Открылся Центральный авиахиммузей имени М. В. Фрунзе (с 1948 — Центральный дом авиации и противовоздушной обороны, с 1963 — Центральный дом авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе ДОСААФ СССР — ЦДАиК).

23 января — Образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — Осоавиахим (с 1951 — ДОСААФ СССР).

12 мая — Первый полёт спортивного самолёта АИР‑1, на котором установлены первые (неофициальные) советские мировые рекорды (эту дату принимают за начало деятельности КБ А. С. Яковлева).

20—21 мая — Первый беспосадочный трансатлантический перелёт в одиночку (Нью-Йорк — Париж) совершил Ч. Линдберг на самолёте Райан NYP «Спирит оф Сент-Луис».

Июль — вышел первый номер советского журнала «Техника воздушного флота».

Август — Опубликована статья А. С. Пышнова «Самовращение и штопор самолётов», в которой впервые предложена теория штопора.

1928

7 января — Первый полёт прототипа серийного учебного самолёта У‑2.

11 июня — Полёт на ракетопланёре с пороховым двигателем выполнил Ф. Штамер (Германия).

6 октября — Начались государственные испытания самолёта-разведчика Р‑5, признанного на международном конкурсе в Тегеране (1930) лучшим самолётом своего класса.

7—28 октября — СССР принял участие в международной авиационной выставке в Берлине (экспонировались самолёты АНТ‑3, У‑2, К‑4 и др.).

1929

Февраль — В журнале «Техника воздушного флота» (№2) опубликована статья Б. С. Стечкина «Теория воздушного реактивного двигателя».

5 мая — Первый полёт цельнометаллического трёхдвигательного пассажирского самолёта АНТ‑9.

8—29 августа — Первый кругосветный перелёт (с тремя остановками в пути) на дирижабле «Граф Цеппелин» осуществлен под руководством X. Эккенера.

23 августа — 2 ноября — Перелёт Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Аляску с посадками выполнен экипажем С. А. Шестакова на самолёте АНТ‑4 «Страна Советов».

24 сентября — Дж. Дулитл (США) совершил демонстрационный слепой полёт (взлёт, развороты над аэродромом и посадка) с использованием только бортовых приборов и сигналов радиомаяка (без визуальной ориентировки).

25 сентября — Первый полёт автожира КАСКР‑1 — первого советского винтокрылого ЛА.

18 октября — Первый полёт пассажирского самолёта К‑5, широко использовавшегося в 30‑х гг.

1930

20 марта — На базе аэромеханического факультета МВТУ образовано Высшее аэромеханическое училище (в этом же году переименовано в Московский авиационный институт — МАИ).

Июль — Организовано первое учебное заведение Аэрофлота Ленинградский институт инженеров ГВФ.

Сентябрь — Начались полёты первого советского вертолёта ЦАГИ 1‑ЭА.

4 октября — Образован научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота — НИИ ГВФ (с августа 1954 — Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации — ГосНИИ ГА).

3 декабря — Образован институт авиационных моторов (с 1932 — Центральный институт авиационного моторостроения — ЦИАМ).

22 декабря — Первый полёт четырёхдвигательного бомбардировщика — свободнонесущего моноплана ТБ‑3 (АНТ‑6).

1931

Март — В СССР проведены первые опыты по применению пороховых ускорителей взлёта (два ускорителя устанавливались под крыльями самолёта У‑1).

16—21 мая — В ЦАГИ проведена первая Всесоюзная конференция по аэродинамике.

27 мая — Полёт в стратосферу (15781 м) на стратостате совершили швейцарские физики О. Пиккар и П. Кипфер.

1 ноября — Завершены государственные испытания двигателя М‑34 мощностью 588 кВт, положившего начало выпуску в СССР мощных отечественных авиадвигателей.

1932

27 апреля — Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.

3 мая — Первый полёт летающей лодки МБР‑2 Г. М. Бериева (в 1936 создана гражданская модификация МП‑1).

28 июня — Создан Всесоюзный институт авиационных материалов — ВИАМ.

8 октября — Первый полёт пассажирского самолёта ХАИ‑1, на котором впервые в СССР применено убирающееся шасси.

1933

13 января — Начало деятельности ОКБ С. В. Ильюшина.

15—22 июля — Первый кругосветный перелёт в одиночку (с посадками) совершил У. Пост на самолёте Локхид «Вега».

30 сентября — Полёт в стратосферу совершили Г. А. Прокофьев, Э. К. Бирибаум и К. Д. Годунов на стратостате «СССР‑1» с герметичной гондолой В. А. Чижевского. Установлен мировой рекорд высоты 18800 м.

Октябрь — Начало лётных испытаний истребителя И‑15.

30 декабря — Первый полёт истребителя-моноплана И‑16.

1934

30 января — Рекордный полёт П. Ф. Федосеенко, И. Д. Усыскина и А. Б. Васенко на стратостате «Осоавиахим‑1», достигнута высота 22000 м (при спуске стратостат потерпел катастрофу).

1 апреля — А. Д. Швецов назначен главным конструктором нового двигателестроительного завода (отдельное ОКБ создано 11 декабря 1939).

13 апреля — Завершена крупномасштабная операция по спасению советскими лётчиками экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин» (16 апреля учреждено звание Герой Советского Союза. Первыми этого звания 20 апреля удостоены лётчики — участники челюскинской эпопеи: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин).

17 июня — Первый полёт самолёта-гиганта АНТ‑20 («Максим Горький»).

9 августа — Образовано конструкторское бюро морского самолётостроения Г. М. Бериева.

2 октября — Начало лётных исследований флаттера в СССР: С. Н. Анохин в глубоком пикировании преднамеренно довёл планёр «Рот-Фронт» до разрушения и с высоты 1500 м спустился на парашюте.

7 октября — Первый полёт скоростного бомбардировщика СБ (АНТ‑40).

Октябрь — При СНК СССР создана Центральная контора по изысканиям и проектированию воздушных линий и аэропортов Главного управления ГВФ (с октября 1959 — Государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт гражданской авиации — «Аэропроект»).

16 ноября — 2 декабря — На XIV международной авиационной выставке в Париже демонстрировались советские самолёты «Сталь‑2», Р‑5, АИР‑9, модель гондолы стратостата «СССР‑1» и др. экспонаты.

Под руководством В. В. Уварова создана газотурбинная установка ГТУ‑1 (его турбовинтовой двигатель ГТУ‑3 был построен и испытан в 1938—40).

1935

11 марта — Создан Центральный аэроклуб СССР (в сентябре принят в члены ФАИ).

Июль — Начало испытаний экспериментального самолёта ЦК6-26 [его развитием стали дальние бомбардировщики ДБ‑3 и ДБ-3Ф (Ил‑4)].

6—15 августа — Первый всесоюзный слёт парашютистов состоялся в Москве.

Август — Образовано двигателестроительное ОКБ В. Я. Климова.

30 сентября — 6 октября — Конгресс в Италии по проблемам авиации больших скоростей (А. Буземан предложил использовать на скоростных самолётах стреловидные крылья).

17 декабря — Первый полёт самолёта Дуглас DC‑3 (США) [выпускался в больших количествах (свыше 13000 экземпляров) в пассажирском и (под обозначением C‑47) военно-транспортном вариантах].

1936

27 декабря — Первый полёт высотного скоростного тяжёлого бомбардировщика ТБ‑7 (в 1940—44 строился серийно, с 1942 под обозначением Пе‑8).

1937

12 апреля — Проведены стендовые испытания газотурбинного двигателя Ф. Уиттла.

21 мая — Первая посадка самолёта в районе Северного полюса: флагман арктической воздушной экспедиции самолёт АНТ‑6 под командованием М. В. Водопьянова доставил на дрейфующую льдину персонал и грузы для полярной станции «Северный полюс‑1».

18—20 июня — Беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс совершили В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолёте АНТ‑25.

12—14 июля — Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто на самолёте АНТ‑25 совершили М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин. Первый зарегистрированный ФАИ абсолютный мировой рекорд (дальности полёта), установленный советскими лётчиками.

25 августа — Первый полёт самолёта АНТ‑51 (его модификация — самолёты Су‑2 использовались в Великой Отечественной войне в качестве ближних бомбардировщиков и разведчиков).

29 сентября — 4 октября — Рекордный по продолжительности (130 ч 27 мин) полёт советского дирижабля В‑6 (пройдено 4800 км).

1938

24—25 сентября — Дальний перелёт по маршруту Москва — посёлок Керби (ныне посёлок имени Полины Осипенко, Хабаровский край) совершили В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова на самолёте АНТ‑37 «Родина».

27 сентября — Начало государственных испытаний истребителя И‑153 «Чайка».

27 декабря — Учреждена высшая степень отличия в СССР за заслуги в области хозяйственного и социально-культурного строительства — Герой Социалистического Труда. Среди первых, удостоенных этого звания, видные конструкторы авиационной техники Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев, А. А. Микулин, В. Я. Климов.

1939

11 января — Образован Наркомат авиационной промышленности — НКАП.

28—29 апреля — Беспосадочный перелёт Москва — остров Миску (США) по трансатлантическому маршруту совершили В. К. Коккинаки и М. X. Гордиенко на самолёте ЦКБ‑30 «Москва».

Май — Образовано самолётостроительное ОКБ С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова.

20 июня — Первый полёт первого реактивного (экспериментального) самолёта Э. Хейнкеля He. 176, оборудованного ЖРД.

27 августа — Первый полёт экспериментального самолёта Э. Хейнкеля He. 178 с ТРД.

2 октября — Первый полёт опытного двухместного бронированного штурмовика ЦКБ‑55 (БШ‑2), прототипа штурмовика Ил‑2.

18 декабря — Образовано самолётостроительное ОКБ А. И. Микояна.

22 декабря — Первый полёт самолёта «100» — прототипа серийного пикирующего бомбардировщика Пе‑2.

1940

13 января — Первый полёт самолёта И‑26 — прототипа серийного истребителя Як‑1.

25 января — Продемонстрирован в полёте самолёт И‑15 с экспериментальной комбинированной силовой установкой — ПД и два ПВРД.

Январь — Решением советского правительства рекомендован к серийному производству двигатель М‑105П.

28 февраля — Первый полёт ракетопланёра РП‑318‑1 С. П. Королёва с включением ЖРД на высоте (лётчик В. П. Фёдоров).

5 марта — Образовано самолётостроительное ОКБ П. О. Сухого.

28 марта — Первый полёт опытного истребителя И‑301 (ЛаГГ‑1). Его модификация ЛаГГ‑3 строилась серийно.

29 марта — Создана Военно-воздушная академия (с 1968 имени Ю. А. Гагарина).

5 апреля — Первый полёт опытного истребителя И‑200. В серию был запущен под индексом МиГ‑1 (позднее МиГ‑3).

Апрель — Началась эксплуатация пассажирского самолёта. Боинг 307 (США), оборудованного системой наддува для поддержания необходимого избыточного давления в кабинах в высотном полёте.

1941

29 января — Первый полёт опытного самолёта «103» — прототипа серийного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

8 марта — Организован Летно-исследовательский институт — ЛИИ.

22 апреля — На основе исследований, проводившихся с 1937, А. М. Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя.

15 мая — Первый полёт истребителя Глостер E.28/39 — первого (экспериментального) английского самолёта с ТРД.

25 августа — Завершены государственные испытания двигателя воздушного охлаждения М‑82.

Сентябрь — Создан истребитель Як‑7.

1942

13 января — Первый полёт вертолёта R‑4 фирмы «Сикорский» (поступившего в 1943 на вооружение ВМС США).

20 апреля — Первый полёт истребителя Ла‑5.

15 мая — Первый полёт опытного ракетного истребителя-перехватчика БИ с ЖРД (лётчик Г. Я. Бахчиванджи).

6 июля — Первый полёт самолёта Як‑7ДИ — прототипа серийного истребителя Як‑9.

1 октября — Первый полёт самолёта Белл P‑59A «Эракомет» — первого (опытного) самолёта с ТРД, построенного в США.

Декабрь — Начало лётных испытаний немецкого беспилотного самолёта-снаряда ФАУ‑1 с ПуВРД (с июня 1944 они участвовали в налётах на Великобританию).

1943

18 февраля — Образовано двигателестроительное ОКБ А. А. Микулина.

28 февраля — Первый полёт самолёта Як‑1М — прототипа серийного истребителя Як‑3.

1944

30 января — Начало испытаний самолёта «Ла‑5 — эталон 1944» — прототипа серийного истребителя — Ла‑7.

18 апреля — Первый полёт штурмовика Ил‑10 (с октября эти самолёты стали поступать на фронт).

12 июля — На вооружение ВВС Великобритании поступили реактивные истребители Глостер «Метеор» [в этом же году реактивные истребители применила в боевых действиях также Германия (Мессершмитт Me 163B и Me 262)].

Декабрь — первые советские самолёты-снаряды с ПуВРД В. Н. Челомея прошли испытания на самолётах Пе‑8 и Ту‑2.

Декабрь — На международной конференции в Чикаго принято решение о создании Международной организации гражданской авиации — ИКАО.

1945

Март — Прошёл испытания первый советский экспериментальный ТРД С‑18 А. М. Люльки.

5 мая — Образовано двигателестроительное ОКБ А. Г. Ивченко.

Август — Первое использование ядерного оружия в войне: с американского самолёта Боинг B‑29 сброшены атомные бомбы на японские города Хиросиму (6 августа) и Нагасаки (9 августа).

15 августа — Первый полёт пассажирского самолёта Ил‑12.

1946

8 марта — В США получил сертификат лётной годности для гражданского применения вертолёт Белл 47.

30 марта — Образовано двигателестроительное ОКБ А. М. Люльки.

17 апреля — Образован опытный завод, от которого берёт начало двигателестроительное ОКБ Н. Д. Кузнецова.

24 апреля — Первые испытательные полёты реактивных истребителей МиГ‑9 и Як‑15.

31 мая — Образовано самолётостроительное ОКБ О. К. Антонова.

18 августа — На воздушном параде в Тушине наряду с реактивной и др. авиационной техникой демонстрировались вертолёты «Омега‑11» и Г‑3 — конструкции И. П. Братухина.

1947

24—27 февраля — Успешно прошёл государственные испытания первый отечественный ТРД ТР‑1 А. М. Люльки (в мае и июле 1947 начались испытательные полёты самолётов Су‑11 и Ил‑22, на которых был применён ТР‑1).

Июнь — Первый полёт экспериментального самолёта Ла‑160 — первого советского самолёта со стреловидным крылом.

24 июля — Первое в СССР испытательное катапультирование с самолёта выполнил Г. А. Кондрашов.

31 августа — Первый полёт сельскохозяйственного самолёта СХА — прототипа многоцелевого самолёта Ан‑2, строившегося серийно около 40 лет.

14 октября — Первый полёт с превышением скорости звука совершил Ч. Йигер на экспериментальном самолёте Белл X‑1 с ЖРД, запущенном с самолёта-носителя Боинг B‑29 (США).

12 ноября — Первый полёт экспериментального вертолёта Ка‑8 двухвинтовой соосной схемы.

12 декабря — Образовано вертолётостроительное ОКБ М. Л. Миля.

30 декабря — Первый полёт самолёта И‑310 — прототипа первого советского серийного истребителя МиГ‑15 со стреловидным крылом и катапультным креслом.

1948

2 июля — Первый полёт летающей лодки Бе‑6.

8 июля — Первый полёт реактивного фронтового бомбардировщика Ил‑28.

16 июля — Первый полёт самолёта Виккерс «Вайкаунт» — первого турбовинтового пассажирского самолёта (Великобритания).

28 сентября — Первый полёт вертолёта Ми‑1, ставшего первым советским серийным вертолётом.

7 октября — Образовано вертолётостроительное ОКБ Н. И. Камова.

26 декабря — Впервые в СССР достигнута скорость звука на экспериментальном самолёте Ла‑176 (лётчик О. В. Соколовский).

1949

26 февраля — 2 марта — Первый беспосадочный кругосветный перелёт с четырьмя дозаправками топливом в полёте выполнен на самолёте Боинг B‑50A (США).

27 июля — Первый полёт самолёта Де Хэвилленд «Комета» I — первого реактивного пассажирского самолёта (Великобритания).

1950

6 февраля — Впервые на серийном самолёте (истребитель МиГ‑17) превышена скорость звука в горизонтальном полёте (лётчик И. Т. Иващенко).

1951

Начат серийный выпуск двигателя ВК‑1Ф с тягой 33,1 кН — первого в СССР ТРД с форсажной камерой.

1952

27 апреля — Первый полёт дальнего реактивного бомбардировщика Ту‑16.

27 мая — Первый полёт самолёта СМ‑2 — прототипа первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ‑19.

19 июня — Первый полёт всепогодного перехватчика Як‑25.

3 июля — Первый полёт вертолёта Як‑24 двухвинтовой продольной схемы.

11 ноября — Первый полёт стратегического турбовинтового бомбардировщика Ту‑95.

Ноябрь — Завершены государственные испытания ТРД АМ‑3 (РД‑3) с тягой 85,3 кН (в те годы — самого мощного в мире).

1953

20 января — Первый полёт стратегического реактивного бомбардировщика М‑4.

14 апреля — Первый полёт многоцелевого вертолёта Ка‑15 — первого серийного вертолёта ОКБ Н. И. Камова.

25 мая — Первый полёт истребителя Норт Американ F‑100 «Супер сейбр» — первого серийного сверхзвукового самолёта США.

1954

1 августа — Совершил вертикальный взлёт экспериментальный турбовинтовой самолёт Конвэр XFY‑1 (США) — СВВП со взлётом и посадкой при вертикальном положении фюзеляжа.

Апрель — Запущен в серийное производство самый мощный в мире ТВД НК‑12 мощностью 9200 кВт.

16 июня — Первый полёт экспериментального самолета Е‑4 с треугольным крылом, на базе которого создан истребитель МиГ‑21.

17 июня — Первый полёт самолёта Ту‑104 — первого советского реактивного пассажирского самолёта.

7 сентября — Начало заводских испытаний самолёта С‑1 (прототипа фронтового истребителя Су‑7), в ходе которых впервые в СССР была достигнута скорость (2170 км/ч), более чем в 2 раза превышающая скорость звука.

1956

17 января — В Москве открыт Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского.

20 июня — Первый полёт реактивного гидросамолета — летающей лодки Бе‑10.

1957

29 января — Образован Международный Совет по авиационным наукам — ИКАС.

7 марта — Первый полёт пассажирского турбовинтового самолета Ан‑10.

5 июня — Первый полёт вертолёта Ми‑6 — первого советского вертолёта с ГТД.

4 июля — Первый полёт пассажирского турбовинтового самолёта Ил‑18.

15 ноября — Первый полёт межконтинентального турбовинтового пассажирского самолёта Ту‑114.

1958

5 марта — Первый полёт сверхзвукового многоцелевого самолёта Як‑28.

14 августа — Указом Президиума ВС СССР введены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

Сентябрь — На Всемирной выставке в Брюсселе присуждены «Гран при» А. Н. Туполеву за Ту‑114; золотые медали — С. В. Ильюшину (Ил‑18), О. К. Антонову (Ан‑10 и Ан‑12), М. Л. Милю (Ми‑4), Н. И. Камову (Ка‑18).

Впервые число авиапассажиров через Северную Атлантику превысило число пассажиров, пользующихся морскими судами.

1959

24 апреля — Начало заводских испытаний истребителя-бомбардировщика Су‑7Б.

28 июня — Беспосадочный перелёт Москва — Нью-Йорк совершил пассажирский самолёт Ту‑114.

19 октября — Первый полёт винтокрыла Ка‑22.

20 октября — Первый полёт пассажирского турбовинтового самолёта Ан‑24 для авиалиний малой протяжённости.

Декабрь — Прошёл государственные испытания первый советский двухконтурный ТРД Д‑20П (применялся на пассажирском самолёте Ту‑124).

1960

15 октября — Первый полёт вертолёта Ми‑10, предназначенного для транспортировки крупногабаритных грузов (в 1965 на его базе создан вертолёт-кран Ми‑10К).

1961

12 апреля — Ю. А. Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос на космическом корабле «Восток».

1962

2 февраля — Завершён перелёт Москва — Антарктида — Москва на самолётах Ан‑12 и Ил‑18 (начался 15 декабря 1961).

30 мая — Первый полёт истребителя-перехватчика Су‑15.

17 сентября — Первый полёт вертолёта Ми‑8 в двухдвигательном варианте.

1 ноября — Прыжки с парашютом из стратосферы совершили П. И. Долгов и Е. Н. Андреев.

1963

3 января — Первый полёт дальнего магистрального пассажирского самолёта Ил‑62.

29 июля — Первый полёт опытного самолёта Ту‑124А — прототипа пассажирского самолёта Ту‑134.

23 августа — Экспериментальный ракетоплан Норт Американ X‑15A (США) достиг высоты 107860 м (лётчик Дж. Уолкер).

1964

3 марта — Первый полёт истребителя МиГ‑25 (на его модификации Е‑266 установлен ряд мировых, в том числе абсолютных, рекордов скорости и высоты полёта).

21 декабря — Первый полёт истребителя Дженерал дайнемикс F‑111 — первого серийного самолёта с изменяемой в полёте стреловидностью крыла (США).

1965

27 февраля — Первый полёт широкофюзеляжного турбовинтового транспортного самолёта Ан‑22 «Антей» (в рекордных полётах поднимал груз массой 100,444 т).

18 августа — Первый полёт многоцелевого вертолёта Ка‑26.

1966

2 августа — Первый полёт экспериментального самолёта С‑22И П. О. Сухого — первого в СССР самолёта с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.

21 октября — Первый полёт пассажирского реактивного самолёта Як‑40 для коротких авиалиний.

1967

10 апреля — Первый полёт истребителя МиГ‑23, ставшего первым серийным советским самолётом с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.

27 июня — Первый полёт экспериментального вертолёта В‑12 (Ми‑12); в рекордных полётах поднимал груз массой свыше 40 т.

9 июля — На воздушном параде в Домодедове демонстрировалась новая авиационная техника, в том числе первый советский истребитель вертикального взлёта и посадки Як‑36.

3 октября — Экспериментальный ракетоплан Норт Американ X‑15A‑2 развил скорость 7297 км/ч, в 6,72 раза превышающую скорость звука (лётчик У. Дж. Найт).

1968

3 октября — Первый полет пассажирского самолёта Ту‑154.

31 декабря — Первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту‑144.

1969

9 февраля — Первый полёт широкофюзеляжного пассажирского самолёта Боинг 747 (США).

2 марта — Первый полёт англо-французского сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд».

Апрель — Вертикально взлетающий истребитель Хокер Сидли «Харриер» принят на вооружение ВВС Великобритании.

19 сентября — Первый полёт транспортно-боевого вертолёта Ми‑24.

1970

14 ноября — СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации — ИКАО.

1971

25 марта — Первый полёт реактивного транспортного самолёта Ил‑76Т.

15 сентября — Ленинградское высшее авиационное училище ГВФ преобразовано в Академию гражданской авиации.

1972

22 августа — Первый полёт экспериментального сверхзвукового самолёта Т‑4 («100») ОКБ П. О. Сухого; самолёт был оборудован электродистанционной системой управления рулевыми поверхностями.

28 октября — первый полёт широкофюзеляжного пассажирского самолёта западноевропейского консорциума Эрбас индастри A.300B.

1973

16 февраля — образованы Государственная комиссия по безопасности полётов гражданской авиации СССР (Госавианадзор) и Государственный авиационный регистр (Госавиарегистр).

1974

Январь — Образован Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением — НЭЦ АУВД.

1975

22 февраля — Первый полёт прототипа штурмовика Су‑25.

6 марта — Первый полёт ближнемагистрального пассажирского самолёта Як‑42.

16 сентября — Первый полёт дальнего перехватчика МиГ‑31.

1976

22 декабря — Первый полёт широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил‑86.

29 декабря — Аэрофлот перешагнул 100‑миллионный рубеж по отправке пассажиров за год.

1977

5 января — Первая отечеств. АСУ возд. движением «Старт»

введена в эксплуатацию в Пулковском аэропорту.

20 мая — Первый полёт эксперим. образца истребителя Су‑27.

31 августа — Первый полёт реактивного трансп. самолёта

укороч. взлёта и посадки Ан‑72.

6 октября — Первый полёт истребителя МиГ‑29.

1978

21 февраля — Первый полёт тяжёлого транспортного вертолёта Ми‑26 грузоподъёмностью 20 т.

1979

12 июня — Американский велогонщик Б. Аллен перелетел через пролив Па-де-Кале на самолёте «Госсамер Альбатрос» с мускульным (педальным) приводом воздушного винта.

1980

11 января — Первый полёт прототипа всепогодного многоцелевого вертолета Ка‑32.

1981

12—14 апреля — Первый орбитальный полёт американского многоразового воздушно-космического аппарата «Спейс шаттл».

7 июля — На самолёте «Солар челленджер» (американского конструктора П. Мак-Криди) с электрическим приводом воздушного винта от солнечных батарей совершён перелёт Париж — Лондон.

18 декабря — Первый полёт многорежимного стратегического бомбардировщика Ту‑160.

1982

17 июня — Первый полёт боевого вертолёта Ка‑50.

1—30 сентября — Первый кругосветный перелёт на вертолёте совершили американские лётчики Р. Перо и Дж. Кобурн (стартовав и финишировав в Далласе, они пролетели 39837,6 км за 246,5 лётных ч).

21 декабря — Первый полёт боевого вертолёта Ми‑28.

24 декабря — Первый полёт тяжёлого транспортного широкофюзеляжного самолёта Ан‑124 «Руслан» грузоподъёмностью 150 т.

1983

30 июля — На модифицированном самолёте Норт Американ P‑51D «Мустанг» (США) достигнута скорость 832,12 км/ч — мировой рекорд для самолёта с поршневыми двигателями.

29 сентября — Первый полёт транспортного самолёта Ан‑74, предназначенного для применения в условиях Арктики и Антарктики.

1985

27 июля — Первый полёт спортивно-пилотажного акробатического самолёта Су‑26М, в конструкции которого широко применены композиционные материалы.

10 ноября — Первый полёт самолёта-аналога орбитального корабля «Буран».

1986

8 декабря — Первый полёт самолёта-амфибии «Альбатрос».

14—23 декабря — Первый беспосадочный кругосветный перелёт без дозаправки топливом в полёте совершили на самолёте «Вояджер» профессиональный пилот Д. Рутан и планеристка Д. Йигер (США).

1988

15 апреля — Начались лётные испытания экспериментального самолёта Ту‑155, способного использовать криогенные топлива (жидкий водород, сжиженный природный газ).

28 сентября — Первый полёт дальнего магистрального широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил‑96‑300.

15 ноября — Первый орбитальный полёт крылатого орбитального корабля многоразового использования «Буран» (в беспилотном варианте).

21 декабря — Первый полёт сверхтяжёлого транспортного широкофюзеляжного самолёта Ан‑225 «Мрия» («Мечта») грузоподъёмностью 250 т.

1989

2 января — Первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта Ту‑204.

29 декабря — В ходе лётных испытаний состоялся первый вертикальный взлёт СВВП Як‑141.

1990

29 марта — Первый полёт самолёта местных воздушных линий Ил114.

1991

28 ноября — Впервые в мире проведено лётное испытание гиперзвукового ПВРД, разработанного в ЦИАМ.

Энциклопедия авиации