Рекорды

Самые первые

Первый в мире

  • Первым в мире пассажиром аэроплана стал Ч.Фарнас. Он пролетел 600 м с одним из братьев Райт, полет длился 28,6 сек. 1908 год.
  • Первое в мире регулярное воздушное сообщение :Париж-Лондон,1919 г. Билет стоил 21 фунт стерлингов, время в пути в одну сторону-2ч.30 мин. Число пассажиров-4.
  • Первая авиакомпания, предложившая пассажирам питание на борту,-"Хендли Пейдж Транспорт", 1919 год. Пассажиры получили корзинки с ланчем по 3 шиллинга каждая.
  • Первый случай использования самолета, как орудие наступления. При разборке контрабандистов спиртного во времена сухого закона в США в 1926 году член одной из банд сбросил 3 бомбы на ферму, где была штаб-квартира другой гангстерской группировки. Бомбы не взорвались. 
  • Первый в мире акт воздушного пиратства. 1948 год, полет Макао-Гонконг. Трое вооруженных человек ворвались в кабину к пилотам и приказали передать им управление самолетом. Пилот отказался, его застрелили. Самолет сорвался в пике и упал в океан. В живых остался 1 человек, из 27 находившихся на борту, оказавшийся одним из террористов.

Самый-самый...

  • Самый затяжной прыжок с парашютом : 40 мин. Столько времени подполковник корпуса морской пехоты США У Ранкин, катапультировавшись с высоты 14 326 метров, находился в свободном полете (мощные восходящие потоки воздуха раз за разом поднимали его наверх). 1959 год.
  • Самый пожилой парашютист: Э.Таунсенд (США). Прыжок дед-энтузиаст совершил в возрасте 89 лет.1986 год.
  • Наибольшая высота, с которой человек упал без парашюта и остался в живых,-10 160 м. 26.01.72 югославский самолет "Дуглас-9" взорвался над ЧССР. Стюардесса В.Вулович осталась жива, отделавшись лишь многочисленными переломами. 27 дней она провела в коме, а затем 16 месяцев находилась в госпитале.
  • Наибольшая высота, на которую поднялся самолет,-37 650 м. В 1977 году ее достиг советский летчик А. Федотов на самолете КБ Микояна Е-266М.
  • Самое большое число пассажиров, перевезенном на гражданском самолете за один рейс,-1087 человек. В "Боинге 747" при срочной эвакуации беженцев из Эфиопии в 1991 году были демонтированы все служебные отсеки и туалеты за исключением 4. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. За время полета на борту родилось 3 младенца.
  • Самая крупная в мире авиакатастрофа: столкновение двух "Боингов-747" в Тенерифе. Погибли 583 чел. 1977 год.
  • Самое интенсивное движение самолетов: аэропорт О Хара (Иллинойс, США). В 1989 году взлеты и посадки проходили там каждые 40,4 секунды круглосуточно.
  • Самый покупаемый в мире гражданский самолет-"Боинг-737"
  • Самый популярный самолет в мире-Ан-2 (СССР). Первый полет-1947г. С тех пор в СССР построено больше 5 тыс. этих машин, в Польше-12 тысяч, в Китае-1 тыс.
  • Самый старый бомбардировщик, находящийся сегодня в строю, - Ту-4. 15 единиц стоит на вооружении ВВС Китая.
  • Самый быстрый в мире ракетный самолет- "Норт Америкэн Х-15А-2" (США). 3.10.67 он развил скорость М=6,72 (7297 км/час). Температура обшивки при этом дошла до 715,6 градуса.
  • Самый большой самолет-Ан-225 ("Мрия"). Первый полет -1988г. Взлетный вес - 600 тонн.
  • Крупнейший аэропорт - им. Короля Халида (Саудовская Аравия). Площадь - 221 кв. км. Открыт в 1983 году.
  • Самым быстрым самолетом с двигателем внутреннего сгорания является находящийся в частном владении облегченный самолет модели «Хокер Си Фьюри», на котором была достигнута скорость 836 км/ч в полете над Техасом, США, в августе 1966 г. Его пилотировал Майк Кэррол (погиб в 1969 г.) из Лос-Анджелеса. Официальный рекорд скорости Международной авиационной федерации для самолетов с двигателями внутреннего сгорания равен 832,12 км/ч и установлен американцем Франком Тейлором на модифицированной модели Р51 D «Мустанг» с мотором фирмы «Паккард Мерлин» мощностью 3000 л.с. во время десятикилометрового полета в Калифорнии 30 июля 1983 г. (с 15 по 25 км).
  • 3 февраля 1982 г. в Советском Союзе большегрузный вертолет «Ммль-Ми-26», пилотируемый Г. В. Алферовым и Л. А. Индеевым, поднялся на высоту 2000 м, имея общий вес 56 768,8 кг (56,77 т).
  • Мини-вертолет компании «Аэрослейс Дженерал» весит 72,5 кг. Он может покрыть расстояние в 400 км со скоростью 137 км/ч. Вертолет управляется одним человеком и имеет вспомогательный реактивный двигатель.
  • Первый полет на воздушном судне совершил Анри Жиффар 24 сентября 1852 г. в Париже. Объем оболочки его аппарата, работающего на горячем воздухе, составлял 2500 м длина — 43,8 м. В Англии первое воздушное судно объемом 566 м3 и длиной 22,8 м было сконструировано Стенли Спенсером и впервые поднялось в воздух в Лондоне 22 сентября 1902 г. Последний в Англии дирижабль «Скайшип 600» был объемом 6666 м3 и 59 м длиной. Последний дирижабль был сконструирован и построен компанией «Эиршип Индастриз». Впервые этот дирижабль, рассчитанный на 20 пассажиров, поднялся в воздух с военной базы «Кардингтон» в Бедфордшире 6 марта 1984 г.
  • Строго говоря, движение вокруг света предполагает прохождение через две противоположно расположенные точки, то есть преодоление минимального расстояния 40 007,89 км. Международная авиационная федерация (ФАИ) разрешает полеты на расстояние, превышающее длину Тропика Рака или Козерога, то есть 36 787,599 км. Впервые такой перелет вокруг света протяженностью 42 398 км совершили два самолета-амфибии армии США типа «Дуглас DWC» за 57 этапов. Самолет «Чикаго» вели лейтенант Лоуэлл Г. Смит и лейтенант Лесли П. Арнольд, а самолетом «Новый Орлеан» управляли лейтенант Эрик Г. Нельсон и лейтенант Джон Хардинг. Они вылетели из Сиэтла, Вашингтон, 6 апреля и приземлились там же 28 сентября 1924 г.
  • Наибольшее число прыжков (мужчины) — Юрий Баранов и Анатолий Осипов (СССР), свыше 10 000 по сентябрь 1980 г.
  • Наибольшее число прыжков (женщины) — Валентина Закорецкая (СССР), свыше 8000 с 1964 г. по сентябрь 1980 г.
  • Первый контролируемый и продолжительный полет осуществил около Килл Девил Хилла, Китти Хок, Северная Каролина, США, в 10.35 утра 17 декабря 1903 г. Орвилл Райт (1171—1948) на самолете «флайер-1» (оснащением двигателем с цепной передачей мощностью 12 л. с), пролетел 36,5 м по воздуху со скоростью 48 км/ч (скорость на темпе — 10,9 км/ч) на высоте 2,5—3,5 м за 12 с. За ним наблюдали его брат Уилбур (1867—1912) и еще 5 чел. Оба брата родом из Дейтона, Огайо, были холостяками, потому что, как сказал Орвилл, у них не было средств, чтобы «содержать и жену, и самолет». Этот самолет находится сейчас в Национальном музее воздухоплавания и космоса в Вашингтоне.

Первые в мире в воздушном бою

  • Первый в мире воздушный бой произошел над Мехико в 1913 году. Пилоты обменялись револьверными выстрелами.
  • Первый самолет, уничтоженный тараном, - австрийский двухместный аэроплан, 1914 год. Таран осуществил штабс-капитан русской армии Петр Нестеров. Оба пилота погибли. Нестеров вошел в историю еще и как пилот, первым выполнивший "мертвую петлю". Он же стал первым русским летчиком, погибшим в бою.
  • Первая столица, подвергшаяся бомбежке с воздуха, - Париж. В 1914 году на него было сброшено 5 бомб. Одну женщину убило, двоих ранило.
  • Самое большое число самолетов, сбитых за один вылет, -9. Столько японских бомбардировщиков уничтожил летчик морской авиации США Д.Маккэмпбелл в 1944 г.
  • Самый результативный в мире летчик - истребитель - майор Э. Хартманн (Германия), сбивший 352 самолета противника. В мае 1945 года, находясь в Чехословакии, он сдался американцам. (В числе самых результативных летчиков истребителей второй мировой войны также майор В.Новотны (Австрия) - 258 сбитых самолетов, мичман Х.Нисизава (Япония) - 103, капитан Э.Юутуалайнен (Финляндия) -94, гвардии полковник И.Кожедуб (СССР)-62.
  • Самой результативной летчицей Второй мировой войны была русская : гвардии лейтенант, командир звена 73 ГВИАП Лидия Владимировна Литвяк. В 89 воздушных боях сбила лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника, уничтожила аэростат-корректировщик. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Указом Президента СССР 5 мая 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Подробно  "Лидия Литвяк и Як-1"
  • Самая большая единовременная потеря самолетов. Ее понес СССР 22 июня 1941 года. За один день он лишился 1 811 самолетов, из них 1 489 уничтожены на земле.

Энциклопедия авиации