Рекорды

Аэростаты и дирижабли. Первый полет

Первый документально зарегистрированный проект летательного аппарата легче воздуха

принадлежит священнику-иезуиту Франческо де Лана-Терци. Датируемый 1670 п. проект включает деревянную гондолу в виде четырехместной лодки, поднимаемой в воздух четырьмя прикрепленными к ней тонкостенными медными сферами, из которых с целью создания вакуума откачивался воздух. Центральная мачта с прямоугольным парусом должна была обеспечить горизонтальное движение, а ручное весло — путевое управление.

Первая удачная демонстрация модели воздушного шара, наполненного теплым воздухом,

состоялась 8 августа 1709 г. в посольс-кой гостиной отеля «Каса да Индия» (Лиссабон), в присутствии короля Иоанна V Португальского, королевы Марии-Анны, папского нунция, кардинала Конги (позже папа Иннокентий III), принцев крови, членов дипломатического корпуса, знати и придворных. Воздушный шар, сделанный и продемонстрированный братом Бартоломео де Гусмао, представлял собой небольшую бумажную оболочку, наполненную воздухом, нагретым при сгорании «горючего материала, содержащегося в глиняном горшке, врезанном в навощенный деревянный поддон», подвешенный снизу. По свидетельству очевидцев, шар быстро поднялся на высоту 3,5 метра, после чего был уничтожен двумя слугами, опасавшимися возгорания драпировок и возникновения пожара. Свидетельства того, что позже де Гусмао смог подняться в воздух на шаре, изготовленном в натуральную величину, хоть и подтверждаются документами, однако не могут считаться доказанными.

Водород в чистом виде впервые был выделен

в 1766 г. английским ученым Генри Кавендишем, который называл его горючим воздухом или «флогистоном». Королевскому научному обществу было доложено об открытии газа, который во много раз легче атмосферного воздуха.

Первым человеком, успешно продемонстрировавшим подъемные свойства водорода,

был итальянец Тибериус Кавалло (1749— 1809) В 1781 г. он наполнил мыльные пузыри водородом и выпустил их в воздух. Дальнейшие попытки «пилотировать» пузыри, наполненные водородом, оказались неудачными.

Первая модель воздушного шара, наполненного теплым воздухом,

была продемонстрирована Жозефом Монгольфье и, представляла собой шелковый мешок, поднявшийся к потолку меблированных комнат в Авиньоне (Франция) в ноябре 1782 г.

Первым воздушным шаром, поднявшимся с грузом, равным весу взрослого человека,

был шар, изготовленный братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье (1740–1810 и 1745— 1799 гг. соответственно) и наполнявшийся теплым воздухом. Этот воздушный шар грузоподъемностью 205 кг был запущен 25 апреля 1783 г в Анноне (Франция). Он поднялся на высоту 305 метров и приземлился в 915 метрах от места старта. Шар имел в диаметре 12 метров и взлетел, наполненный теплым воздухом, нагретым при сжигании твердого топлива (бумаги, соломы и дерева) под горловиной оболочки.

Первая публичная демонстрация воздушного шара братьев Монгольфье

состоялась на рыночной площади в Анноне 4 июня 1783 г., когда небольшой шар диаметром около 11 метров, сделанный из полотна и бумаги, поднялся на высоту 1830 метров. Прежде чем опуститься на землю, шар пролетел более 1,6 километра.

Первый свободный полет (неуправляемый) аэростата, наполненного водородом,

состоялся 27 августа 1783 г. в Париже, когда Жак Александр Сезар Шарль (1746–1823 гг.) запустил с Елисейских полей аэростат диаметром 3,5 метра, наполненный водородом, самостоятельно полученным Шарлем. Аэростат поднял в воздух груз весом 9 килограммов, продержался в воздухе около 45 минут и приземлился в Гонессе — в 25 километрах от Парижа, где туг же стал жертвой толпы охваченных паникой крестьян, в клочья разорвавших прорезиненную шелковую оболочку.

Первыми живыми существами, совершившими полет на воздушном шаре,

были овца, утка и петух. 19 сентября 1873 г. их запустили в небо в Версале на 13-метровом шаре братьев Монгольфье в присутствии короля Людовика XVI, Марии-Антуанетты и их двора. Шар достиг высоты 520 метров, а через 8 минут опустился в лесу Вокрессон, пролетев за это время 3 километра. Полет никак не отразился на состоянии путешественников, чего не скажешь об их приземлении.

Первой известной наградой за достижения в области воздухоплавания

был орден Святого Михаила, врученный королем Людовиком XVI братьям Монгольфье 19 сентября 1783 г. после демонстрации изобретателями своего воздушного шара.

Первым человеком, поднявшимся в небо на воздушном шаре

и, соответственно, первым в мире аэронавтом, был Франсуа Пилатр де Розье. 15 октября 1783 г. он поднялся на 15-метровом монгольфьере на высоту 26 метров — такова была длина удерживающего воздушный шар троса. Воздух нагревался в процессе сгорания соломы под горловиной тканевой оболочки шара, который продержался в воздухе около 4,5 минут. Интересно, что чести стать первыми в мире аэронавтами чуть было не удостоились два преступника, которые, по предложению короля Людовика XVI, могли обрести свободу, если бы добровольно согласились на полет. Де Розье выступил с протестом и в результате получил возможность первым в истории подняться в воздух.

Энциклопедия авиации