Будущее

Большинство моделей боевых самолетов и вертолетов, которые будут нести службу в начале следующего века, известно уже сейчас, хотя некоторым из них еще предстоит впервые подняться в воздух. Это является неизбежным следствием того обстоятельства, что требуются долгие годы проектирования, испытаний и доводок, прежде чем боевой летательный аппарат начнет выпускаться серийно и будет принят на вооружение. Скорее всего, в 1996 году совершат первые полеты индийский «легкий боевой самолет», китайские самолеты «Ченьду» FC-1 и J-10 и российский 1-42 КБ имени Микояна; уже поднимались в воздух опытные образцы европейского истребителя «Еврофайтер-2000», французского «Рафаль» и американского F-22 — но этот перечень далеко не полный. И хотя, возможно, борьба с наземными целями не является основной задачей вышеперечисленных самолетов, при необходимости все эти машины способны выполнять такие действия. При разработке F-22 о возможности выполнять эту вспомогательную, но очень важную функцию вспомнили в самый последний момент. Примером самолета, разработанного специально для поддержки сухопутных войск, является японский «Мицубиси» FS-X, который, хотя опытный образец и был выкачен из ангара в 1995 году, вряд ли будет принят на вооружение до конца столетия. Еще одна японская компания, «Кавасаки», разрабатывает проект 8 первого японского боевого двухместного вертолета. Не забыты и самолеты с воздушными винтами: бразильский учебный турбовинтовой самолет «Embraer Super Tucano» в модификации ALX приобрел качества штурмовика, предназначенного для борьбы с вооруженными повстанческими формированиями.

Из всех разрабатываемых в настоящее время боевых самолетов меньше всего известно о 1-42 КБ имени Микояна и «Ченьду» J-10; ожидалось, что МиГ совершит свой первый полет в 1995 году, однако нет никаких свидетельств того, что это произошло. Относительно J-10 в конце 1995 года было поднято много шума, в основном из-за предположений, что при разработке этого самолета были в значительной мере использованы материалы израильского проекта «Лави» (Lavi), работы над которым были приостановлены. Эти слухи послужили причиной резкого скачка кровяного давления у многих официальных лиц США, с подозрительностью относящихся к передачам подобных технологий.

Естественно, в столь небольшой книге невозможно описать подробно все воздушные машины, способные наносить удары по наземным целям. Больше того, ни одной из вышеупомянутых разработок самолета будущего не посвящены статьи настоящей книги; в первую очередь это обуславливается тем, что все 53 статьи посвящены машинам, уже принятым на вооружение, или моделям, которые должны быть приняты на вооружение в самом ближайшем времени. Впрочем, было сделано единственное исключение для вертолета совместной разработки компаний «Боинг» и «Сикорский» RAH-66 «Команч».

image1

 
Футуристическое творение кабина вертолета RAH-66 «Команч» совместной разработки компаний «Боинг» и «Сикорский>; оба пилота имеют приборы ночного видения.

 
image2 
 
Готовый на 86% самолет Х-32 компании "Локхид-Мартин", оснащенный дополнительным подъемным двигателем позади кабины. Планируется, что с началом полномасштабного серийного производства эта модель постепенно заменит «Хорнет», «Харриер II» и «Си Харриер»

image3 
 
На этом рисунке изображены два истребителя-штурмовика F-22 морской авиации с крылом с изменяемой геометрией; ближний самолет сбросил управляемую бомбу GBU-24, предназначенную для поражения бронированных целей.

Энциклопедия авиации