Семейство «Харриер» (Harrier) компаний British Aerospace и McDonnell Douglas Великобритания/США

Самолет «Харриер» стал первым боевым самолетом с вертикальным взлетом и посадкой, получившим практическое применение — Королевские ВВС приняли его на вооружение в 1969 году.

Первая модификация «Харриера» стояла также на вооружении морской пехоты США и военно-морского флота Испании. Испания последней отказалась от этого самолета, передав Таиланду в 1995 году оставшиеся машины AV-8S «Матадор» (под таким обозначением они были известны в испанском ВМФ), хотя несколько двухместных учебных самолетов «Харриер» осталось в Испании.

После непродолжительного периода работ по разобщенным программам английская компания British Aerospace и американская компания McDonnel Douglas объединили свои усилия по созданию замены устаревшему «Харриеру». Новый «Харриер II», сохранивший многие основные черты своего предшественника, обладает почти вдвое большей дальностью действия и полезной нагрузкой, что существенно повышает его возможности по обеспечению непосредственной поддержки сухопутных войск. В числе нововведений усовершенствованная система взлета, новые крылья увеличенного размера с большими передними наплывами в корневой части и широкое использование композитных материалов в конструкции корпуса. Электроника также была в значительной степени усовершенствована; самолеты Королевских ВВС и последние партии AV-8B были оснащены инфракрасными датчиками переднего обзора, позволяющими наносить прицельный удар в ночное время.

Основу силовой установки составляет двухконтурный турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс» «Пегас» с изменяемым вектором тяги без форсажной камеры, но с несколько увеличенной тягой; как и прежде, четыре поворотных сопла, установленные по бокам фюзеляжа, способны направляться от угла строго назад для придания максимальной горизонтальной скорости до угла 98,5° для движения по вертикали и даже назад. Самолеты Королевских ВВС оснащены двигателем «Пегас» 11 Мк. 105 с тягой 95,86 кН. Испанские EAV-8B «Матадор II» первоначально оснащались двигателем «Пегас» Мк. 152-8В с такой же тягой, но в настоящее время на них устанавливается новый двигатель «Пегас» 11-61, который 26 под обозначением F402-RR-408A устанавливается начиная с модели 167 и на самолеты «Харриер II» AV-8B американской морской пехоты. На первых сериях AV-8B морской пехоты США, а также на самолетах AV-8B, переданных итальянскому ВМФ, стоял двигатель «Пегас» 11-21 (F402-RR-406A) с тягой 95,42 кН.

В числе возможных вариантов установки вооружения — корректируемые бомбы и ракеты класса «воздух-земля» «Мэверик» с лазерным наведением, а также ракеты класса «воздух-земля» «Сайдвиндер» или «Мажик».

В ВВС всех стран, где стоят на вооружении «Харриеры», имеются двухместные учебные модификации.

22 сентября 1992 года совершил первый полет «Харриер II Плюс». На этом самолете, оснащенном двигателем «Пегас» 11-61 (F402-RR-408), установлен многорежимный импульсно-доплеровский радар «Хьюз» APG-65. Это, а также применение усовершенствованных ракет среднего радиуса действия класса «воздух-воздух» «Гарпун» и им подобных позволило улучшить характеристики самолета при ведении воздушного боя, особенно вне пределов видимости.

«Харриер II Плюс» принят на вооружение морской пехоты США в 1993 году, ВМФ Италии в 1994 году, а также заказан Испанией.

Скорее всего Испания, а возможно, и США модифицируют часть уже имеющихся на вооружении «Харриеров II» до нового стандарта.

Тактико-технические характеристики:

(«Харриер il»)

Первый полет опытного образца 5 ноября 1981 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Один человек

Размах крыльев 9,25 м

Длина 14,35 м (GR.Mk.7 Королевских ВВС); 14,12 m(AV-8B)

Высота 3,56 м

Вес пустого самолета 6831 кг (GR.Mk.7); 6337 кг (AV-8B)

Максимальный взлетный вес 13 494 кг (GR.Mk.7); 14 061 кг (AV-8B)

Максимальная боевая нагрузка 4900 кг (GR.Mk.7); 6003 кг (AV-8B с более мощным двигателем); в обоих случаях самолету при взлете требуется короткий разбег

Максимальная скорость 1,083 км/ч на уровне моря

Максимальная дальность полета Радиус действия 1111 км с двумя бомбами весом 1000 фунтов, тремя кассетными бомбами и двумя подвесными баками

image24 1

«Харриер» GR. Мк. 7

image25

«Харриер» GR. Мк. 7 Королевских ВВС пускает ракеты.

 


image27

«Харриер» GR. Мк. 7 Королевских ВВС с полным вооружением.



image26

Двойка «Харриеров II» с полным вооружением на учениях.

Энциклопедия авиации