«Си Харриер» (Sea Harrier) компании British Aerospace Великобритания

«Си Харриер» был разработан в 70-е годы как многоцелевой самолет палубной авиации с вертикальным взлетом и посадкой, в задачи которого входили воздушное прикрытие соединений ВМФ, нанесение ударов по надводным кораблям противника и разведка. «Си Харриер» впервые поступил на Королевский ВМФ в июне 1979 года: начались испытания модификации FRS.Mk.1 на авианосце «Гермес».

В следующем году на «Гермесе» были проведены испытания трамплина — загнутой вверх площадки на палубе, с помощью которой «Си Харриер» после короткого разбега мог взлетать со значительно большей боевой нагрузкой и заправкой топливом. По результатам этих испытаний трамплины были смонтированы на всех трех авианесущих крейсерах класса «Инвинсибл», с тех пор ставших родным домом для «Си Харриеров» Королевского ВМФ.

Всего за период до 1988 года флот получил 57 самолетов «Си Харриер», приблизительно половина из которых приняла участие во время конфликта вокруг Фолклендских островов в 1982 году, когда было сделано 2380 самолето-вылетов и одержано большое количество воздушных побед. Однако ограниченность возможностей ведения воздушного боя, вызванная несовершенством радара Blue Fox и ракет класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер», привела к созданию модификации F/A.Mk.2, стоящей на вооружении в настоящее время. Этот самолет оснащен в значительной степени усовершенствованным многорежимным импульс-но-доплеровским радаром Blue Vixen и наряду с ракетами «Сайдвиндер» может нести усовершенствованные ракеты среднего радиуса действия класса «воздух-воздух» AMRAAM. F/A.Mk.2 стал первым европейским боевым самолетом, получившим на вооружение такие ракеты. К 29 FRS.Mk.1, отобранным для модернизации до нового стандарта, добавятся 18 новых самолетов.

Помимо Великобритании, «Си Харриеры» стоят на вооружении только в ВМФ Индии, где 19 самолетов FRS.Mk.51 прошли модернизацию в ограниченном объеме, которая позволит им оставаться в строю до 2010 года, когда им на смену придет палубная модификация HAL LCA.

Как и у «Харриера» наземного базирования, силовая установка «Си Харрие-ра» состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя «Пегас» 11 модификации Мк. 104 или Мк. 106 компании «Роллс-Ройс» с изменяемым вектором тяги, развивающим 95,64 кН и использующимся как для взлета, так и для горизонтального полета,

«Си Харриер» имеет четыре пилона под крыльями и еще три места для подвески под фюзеляжем; для нанесения ударов по наземным целям при непосредственной поддержке сухопутных войск самолет способен нести обычные и кассетные бомбы, а также бомбы с замедленным взрывателем, реактивные снаряды и управляемые ракеты различных классов (в том числе класса «воздух -РЛС» типа ALARM).

«Си Харриер» способен также нести ядерное оружие, но эта тема уже выходит за пределы данной книги.

При необходимости вместо обычных листов обшивки под фюзеляжем возможна установка двух контейнеров с 30-мм пушками Aden.

image30

«Си Харриер» F/А. Мк.2.

image31

«Си Харриер» FRS. Мк.51 индийских ВВС.

 


image32

«СиХарриер» F/A. Мк.2 с подвешенными бомбами и дополнительными топливными баками отрывается от трамплина.

image35

«Си Харриер» F/A. Мк.2 Королевского ВМФ с полным вооружением.

Тактико-технические характеристики: (FRS.Mk.1)

Первый полет опытного образца 20 августа 1978 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Индия и Великобритания

Экипаж Летчик

Размах крыльев 7,7 м

Длина 14,5 м

Высота 3,61 м

Вес пустого самолета 6298 кг

Максимальный взлетный вес 11 884 кг

Максимальная боевая нагрузка 3856 кг при взлете с коротким разбегом; 2268 кг при вертикальном взлете

Максимальная скорость 1176 км/ч на уровне моря

Максимальная дальность полета Радиус действия 463 км при нанесении штурмовых ударов

Энциклопедия авиации