«Хок» (Hawk) серий 5О, 6О и 1ОО компании British Aerospace Великобритания

Первоначально «Хок» создавался как высокоскоростной дозвуковой учебный самолет, предназначенный для совершенствования навыков пилотирования, навигации и ведения воздушного боя. Ему предстояло сменить в Королевских ВВС устаревшие модели «Гнэт» и «Хантер». В 1976 году начались поставки 176 самолетов первой модификации «Хок» Т.Мк.1, из которых впоследствии 88 машин были модифицированы до стандарта Т.Мк.1 А, что позволяло им при необходимости нести ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» и при выполнении боевых заданий летать в составе смешанных истребительных подразделений совместно с истребителями «Торнадо».

«Хок» должен был иметь четыре пилона под крыльями и одно место подвески под фюзеляжем для установки контейнера с пушкой или другого вооружения, но у модификации Т.Мк.1 два внешних пилона под крыльями не были задействованы. На самолете «Хок» серии 50, первой экспортной модификации, был установлен двухконтур-ный турбореактивный двигатель «Адур» 851, развивавший такую же тягу 23,31 кН, как и двигатель «Адур» 151, которым оснащались самолеты Королевских ВВС. Что важно, с самого начала на серии 50 были задействованы все пять мест для подвески вооружения, что существенно повышало боевые возможности самолета как штурмовика, позволяя ему брать 2721 кг полезной нагрузки. Первым заказчиком «Хок» серии 50 стала Финляндия, заказав в 1980 году самолеты модификации Мк.51/51 А, отличающиеся от других «Хоков» тем, что в контейнере под фюзеляжем вместо 30-мм пушки Aden установлен 12,7-мм пулемет.

Последовавший за серией 50 «Хок» серии 60 благодаря двигателю «Адур» 861 с тягой 25,4 кН обладает лучшими боевыми показателями. Максимальная боевая нагрузка возросла до 3000 кг, и, как и самолеты серии 50, он способен нести на внутренних пилонах под крыльями дополнительные подвесные топливные баки. Усовершенствована электроника; улучшенная система боеукладки позволяет выполнять более широкий круг боевых задач.

Значительным шагом вперед стало создание штурмовика «Хок» серии 100, промышленное производство которого началось в 1993 году. Оснащенный двигателем «Адур» 871 с тягой 26,65 кН, новыми крыльями, увеличившими скороподъемность и маневренность, также имеющими на концах направляющие для установки ракет класса «воздух-воздух», этот самолет способен нести до одиннадцати различных систем вооружения при использовании многосистемных контейнеров (в пределах общей боевой нагрузки 3000 кг). Кроме того, он оснащен ИЛС, новым компьютером наведения оружия и многими другими системами; также возможны установка инфракрасного датчика переднего обзора и системы оповещения об источнике лазерного излучения.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 20 августа 1978 года(Т.Мк.1)

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Абу-Даби (серии 60 и 100); Дубай (серия 60); Финляндия (серия 50); Индонезия (серии 50 и 100); Кения (серия 50); Кувейт (серия 60); Малайзия (серия 100); Оман (серия 100); Саудовская Аравия (серия 60); Швейцария (серия 60); Южная Корея (серия 60); Великобритания (Т.МК.1/1А) и Зимбабве (серия 60)

Экипаж Два человека, инструктор и летчик; при выполнении боевой задачи обычно один летчик

Размах крыльев 9,39 м

Длина 12,42 м (серии 60 и 100)

Высота 3,99 м

Вес пустого самолета 4012 кг (серия 60); 4400 кг (серия 100)

Максимальный взлетный вес 9100 кг (серии 60 и 100)

Максимальная боевая нагрузка 3000 кг (серии 60 и 100)

Максимальная скорость М=0,82 (серия 100)

Практический потолок 14 000 м (серия 60)

Максимальная дальность полета Радиус действия 232 км (серия 100 при осуществлении непосредственной поддержки сухопутных войск)

image36

«Хок 100»

image37

«Хок 100» выполняет демонстрационный полет.

Энциклопедия авиации