Модель 2О9 «Хью Кобра» и «Супер-Кобра» (HueyCobra и SuperCobra) компании «Белл» США

Впервые поднявшийся в воздух 7 сентября 1965 года вертолет «Хью Кобра» явился результатом революционного замысла компании «Белл» по созданию высокоскоростного вертолета, предназначенного для нанесения ударов по наземным целям, обеспечения огневой поддержки, уничтожения огневых точек противника и не имеющего грузовой и пассажирской кабины.

Фюзеляж вертолета очень узкий вследствие того, что оператор систем вооружения находится позади летчика, а задняя часть кабины приподнята, чтобы улучшить обзор; все это обеспечивает крайне небольшой в поперечнике силуэт, что затрудняет для неприятеля ведение прицельного огня по вертолету. Очень маневренная и неприхотливая боевая машина также оснащена бронированным корпусом. В дополнение к курсовой пушке на коротких крыльях могут подвешиваться управляемые и неуправляемые ракеты.

Первая модификация «Хью Кобры» AH-1G очень быстро продемонстрировала свои возможности во время боевых действий американской армии во Вьетнаме, и вскоре последовали новые модели, в которых еще больший упор был сделан на применение ПТУРов. Также совершенствовалась электроника, как на новых вертолетах, так и на уже стоящих на вооружении машинах; в результате «Хью Кобра» получила возможность пускать управляемые ракеты ночью, в плохих погодных условиях, при задымлении и запыленности.

В настоящее время различные модификации «Хью Кобры» стоят на вооружении сухопутных сил США, Израиля, Японии, Иордании, Южной Кореи, Пакистана и Таиланда. По заключенному в 1995 году соглашению Румыния выпустит 96 вертолетов АН-1F на заводе IAR в Брашове. Выпускающаяся в настоящее время модификация AH-1F приводится в движение турбовальным двигателем AlliedSignal T-53-L-703 мощностью 1342 киловатта и способна развить скорость 227 км/ч.

Стандартное вооружение состоит из восьми управляемых ракет TOW на пилонах под крыльями и неуправляемых реактивных снарядов или четырех ракет класса «воздух-воздух» на внутренних пилонах.

В начале 70-х годов морская пехота США получила модификацию «Хью Кобры», оснащенную двумя двигателями, известную под обозначением AH-1J «Си 38 Кобра» (Sea Cobra), поставлявшуюся также в Иран. Усовершенствованной модификацией, также стоявшей на вооружении морской пехоты США, была АН-1Т, оснащенная модернизированными двигателем и несущим винтом. Все вертолеты этих модификаций к настоящему времени сняты с вооружения, однако много машин АН-1Т было модернизировано до стандарта AH-1W «Супер-Кобра», и вместе с новыми вертолетами они остаются в строю. «Супер-Кобра» оснащена двумя турбовальными двигателями T700-GE-401 компании General Electric мощностью 1212 киловатт; при желании на ней можно установить новый четырехлопа-стный несущий винт с бесшарнирной и бесподшипниковой втулкой (вместо двухлопастного).

Стандартное вооружение состоит из восьми управляемых ракет TOW II или «Хэл-файр», или и тех и других вместе, 2,75-дюймовых или 5-дюймовых неуправляемых реактивных снарядов, зажигательных баков, контейнеров с 20-мм пушкой или управляемых ракет «Мэверик» класса «воздух-земля», AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» и Sidearm для уничтожения радиолокационных комплексов противника.

Экспортные поставки осуществлялись на Тайвань и в Турцию. Во время операции «Буря в пустыне» вертолеты «Супер-Кобра», насчитывавшие менее 20% от общего числа штурмовых вертолетов, совершили более половины всех боевых вылетов штурмовой вертолетной авиации.

Тактико-технические характеристики: («Супер-Кобра»)

Первый полет опытного образца 16 ноября 1983 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Два человека

Диаметр несущего винта 14,63 м

Длина 17,68 м с вращающимся винтом

Высота 4.31 м

Вес пустого вертолета 4656 кг

Максимальный взлетный вес 6690 кг

Максимальная боевая нагрузка 753 кг

Максимальная скорость 315 км/ч

Максимальная скороподъемность 196 метров в минуту по вертикали

Потолок динамический: 4500 м

Потолок статический с учетом влияния земли 4500 м

Потолок статический без учета влияния земли 914 м с 8 управляемыми ракетами и реактивными снарядами

Максимальная дальность полета 587 км

image42

АН-1W «Супер-Кобра»

image43

Испытания «Супер-Кобры» с четырехлопастным несущим винтом, получившей обозначение AH-1W+4.

 

image44

image45

Вверху: «Супер-Кобра» морской пехоты США. Внизу: Звено «Супер-Кобр» на учениях.

Энциклопедия авиации