RAH-66 «Команч» (Comanche) компаний Boeing и Sikorsky США

Хотя вертолет «Команч» скорее всего не поступит на испытания в боевые части до 2001 года, после чего только в 2003 году на основе результатов, показанных шестью машинами опытной серии, будет принято решение о начале серийного производства, он представляет собой такой значительный шаг вперед, что не упомянуть его в этой книге нельзя. По оценкам, 1292 вертолетам «Команч» предстоит заменить вертолеты различных типов, стоящие на вооружении американской армии в настоящее время, а именно: штурмовой вертолет АН-1 «Хью Кобра», разведывательный вертолет ОН-6 и поисково-штурмовой вертолет ОН-58D «Кайова-Уорриор» (см. предыдущие статьи). Первые два опытных образца были выкачены из ангара 25 мая 1995 года.

Разработка вертолета «Команч» является совместной программой компаний «Боинг» и «Сикорский», целью которой должно быть создание современного всепогодного многофункционального боевого вертолета, обладающего малой заметностью для систем слежения и высокими качествами. Основной функцией нового вертолета будет осуществление разведки, однако важными также являются возможности ведения воздушного боя и нанесения ударов по наземным целям. Два турбовальных двигателя LHTEC T800 мощностью 690 киловатт приводят в действие пятилопастный несущий винт со втулкой без подшипников с лопастями из композитных материалов и восьмилопастный хвостовой вентилятор, способный выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм и продолжать работать, лишившись одной из лопастей. Сделанный из композитных материалов фюзеляж способен выдержать попадание 23-мм снарядов.

Сердцем вертолета является новейшая система внешних датчиков, состоящая из РЛС управления огнем Westinghouse Longbow, инфракрасного прибора переднего обзора, особо чувствительной телевизионной камеры, лазерного дальномера — указателя цели и системы определения и классификации цели, позволяющая вести боевые действия днем и ночью и в плохих погодных условиях. Члены экипажа, размещенные тандемом в кабине, имеют многофункциональные дисплеи на жидких кристаллах, нашлемные дисплеи и прицельные системы, а также рычаги управления общим шагом лопастей. Высокоточная навигационная система и помехозащищенная система связи способствуют успешному выполнению боевой задачи. В подвешенном в носовой части контейнере установлена многоствольная 20 мм пушка с боекомплектом 500 выстрелов; вооружение для ведения воздушного боя и нанесения ударов по наземным целям размещается на внешней подвеске. Предполагается, что на двух съемных крыльях двух разных размеров можно будет установить до 16 ракет класса «воздух-воздух» «Стингер», или 14 ПТУР «Хэлфайр», или 62 неуправляемых реактивных снаряда, или все вышеперечисленные виды вооружения в любом сочетании.

Тактико-технические характеристики:

Первый опытный образец 1995 год

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Ожидается, что будет принят на вооружение сухопутных сил США

Экипаж Два человека

Диаметр несущего винта 11,90 м

Длина 14,28 м

Высота 3,39 м

Вес пустого вертолета 3402 кг

Максимальный взлетный вес 4587 кг при ведении разведки; может быть значительно больше при перебазировке

Максимальная скорость 328 км/ч

Максимальная скороподъемность 360 метров в минуту по вертикали

Максимальная дальность полета 2334 км

image50

RAH-66 «Команч»

image51

Опытный образец вертолета RAH-66 «Команч» совместного производства компаний «Белл» и «Сикорский».

Энциклопедия авиации