С-1О1 «Авиоджет» (Aviojet) компании и «Халкон» (Halcon) компании EIUAER Испания/Чили

С-101 создавался при участии немецкой компании МВВ и американской «Нор-троп» с целью обеспечения испанских ВВС учебно-боевым реактивным самолетом, а также поставок на экспорт. Планер, выполненный по модульной конструкции, имеет впечатляющее время налета 10 000 часов; самолет в целом требует очень мало времени обслуживания в расчете на один полетный час, что обеспечивает относительно невысокие эксплуатационные расходы. Инструктор и обучающийся располагаются тандемом, причем инструктор, находящийся в приподнятой задней части кабины, может в любой момент взять управление на себя.

Первая учебная модификация С-101 ЕВ, оснащенная двухконтурным турбореактивным двигателем TFE731-2J производства компании «Гарретт», тягой 15,57 кН, был принят на вооружение испанских ВВС в 1980 году. После установки нового двигателя TFE731-3J с тягой 16,46 кН «Авиоджет», получивший обозначение С-101 ВВ, стал хорошим учебно-боевым самолетом; его принял на вооружение Гондурас, а в Чили началась его сборка под обозначением Т-Зб «Халкон». Однако настоящие боевые возможности приобрела модификация С-101 СС, оснащенная двигателем TEF731-5F тягой 21,13 кН, которая также собиралась в Чили под обозначением А-36 «Халкон» и была принята на вооружение в Иордании. В числе боевых задач, которые может выполнять этот самолет, — осуществление тактической поддержки сухопутных сил, нанесение штурмовых ударов бомбами, реактивными снарядами и ракетами «Мэверик» (две штуки), которые подвешиваются на пилонах под крыльями общим числом до шести; для ведения воздушного боя возможна установка двух ракет «Сайдвиндер» или «Мажик» класса «воздух-воздух». На установочном месте под фюзеляжем могут крепиться различные типы вооружения, как правило, контейнер с 30-мм пушкой ДЕФА 553 с боекомплектом 130 выстрелов или спаренные 12,7-мм пулеметы с боекомплектом 220 выстрелов каждый; также для ведения разведки здесь можно установить телевизионную камеру или лазерный сенсор. Общий вес установленного вооружения и оборудования не должен превышать 1814 кг.

Последней по времени модификацией является С-101 DD, по сути своей 46 представляющий модель С-101 СС с интегрированной системой навигации и прицеливания с нашлемным дисплеем, компьютером с заложенными данными о выполняемом задании и погодных условиях, инерционной платформой и другими устройствами, объединенными цифровой шиной данных MIL STD 1553В.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 27 июня 1977 года (С-101); 16 ноября 1983 года (С-101 СС)

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Два человека

Размах крыльев 10,6 м

Длина 12,5 м

Высота 4,25 м

Вес пустого самолета 3470 кг

Максимальный взлетный вес 6300 кг

Максимальная боевая нагрузка 1814 кг

Максимальная скорость 833 км/ч

Максимальная скороподъемность 1950 метров в минуту

Практический потолок 13 400 м

Максимальная дальность полета 3700 км с дополнительными топливными баками

image52

С=101 комрании САSА

image53

С-101 ВВ ВВС Гондураса в боевой камуфляжной раскраске.

Энциклопедия авиации