«Ченьду» J-7 и МиГ-21 Китай/Россия

В середине 50-х годов конструкторское бюро Микояна испытывало опытные образцы истребителей, оценивая преимущества крыла трапециевидной формы с большой стреловидностью. 24 июня 1956 года зрители на воздушном параде в Тушине впервые увидели опытный самолет Е-5, которому было суждено стать родоначальником семейства легких фронтовых истребителей МиГ-21, пришедших на смену МиГ-19.

МиГ-21 стал первым серийным истребителем КБ Микояна с трапециевидным крылом, хотя он и сохранил обычное хвостовое оперение с цельноповоротным стабилизатором. Но, что самое главное, с самого начала Миг-21 создавался с расчетом на то, что он будет оснащен управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» первых моделей и размещенным в носовом коническом обтекателе радаром, обеспечивающим способность действовать в любых погодных условиях. В числе прочих достоинством нового самолета были очень высокая скороподъемность, обеспечиваемая одним двигателем Р-11 конструкции Туманского, и хорошая маневренность.

Между тем первая промышленная модификация МиГ-21 Ф, «Изделие 72», выпускавшаяся в 1959—1960 годах и известная в НАТО под обозначением Fishbed-С, не имела радара и несла только пушечное вооружение. Но на следующих модификациях МиГ-21 появились управляемые ракеты К-13 «Атолл» и радар РП-21, что позволило довести истребитель до требуемого стандарта. Истребитель получился настолько удачным, что три советских самолетостроительных завода начали его серийный выпуск; всего было выпущено 10 158 самолетов различных модификаций. МиГ-21 также производился в Чехословакии и Индии.

Приблизительно около 3500 МиГов-21 остаются на вооружении ВВС 33 стран мира (хотя в боевых частях российской армии их больше нет); при этом их главная задача — обеспечение непосредственной поддержки сухопутных войск. Помимо того, Россия, Израиль, Болгария и другие страны предлагают программы модернизации, целью которых является совершенствование боевых качеств самолета. Широко распространенная модификация МиГ-216ис (Fishbed-L) оснащена форсированным турбореактивным двигателем «Союз» Р-25-300 кон-48 струкции Гаврилова, развивающим тягу 67,18 кН, радаром РП-22СМ или РЛ-22СМА«Сапфир-21» с дальностью обнаружения воздушных целей до 25 км. Истребитель может взять до 1200 кг вооружения на четырех пилонах под крыльями, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» Р-60М «Афид», Р-13М «Атолл» и другие или широкий выбор других систем оружия для нанесения ударов по наземным целям; под фюзеляжем размещена 23-мм пушка.

17 января 1966 года в Китае поднялся в воздух первый образец J-7, построенный на заводе в Шеньяне и разработанный на основе советского МиГ-21Ф-13. В связи с прекращением поступления военной помощи со стороны Советского Союза многие узлы и механизмы нового самолета Китаю пришлось создавать собственными силами. В следующем году производство было переведено в Ченьду, где были разработаны несколько новых модификаций. Всего было выпущено около тысячи самолетов основных модификаций J-7/F-7, поступивших на вооружение китайских ВВС, а также поставлявшихся на экспорт в Албанию, Бангладеш, Египет, Иран, Ирак, Бирму, Пакистан, Шри-Ланку, Танзанию и Зимбабве. Вероятно, наиболее удачной модификацией получилась F-7P «Эргард», стоящая на вооружении ВВС Пакистана, оснащенная радаром Grifo и другими радиоэлектронными системами западного производства и вооруженная четырьмя ракетами «Сайдвиндер». Также следует отметить новую разработку завода Ченьду FC-1, которой предстоит подняться в воздух в 1997 году и в следующем столетии поступить на вооружение ВВС Китая и Пакистана. Несомненно, этот самолет, являющимся дальнейшим развитием модификаций J-7/F-7/Super-7, предназначен для завоевания господства в воздухе и поддержки сухопутных войск; оснащенный двухконтур-ным турбореактивным двигателем российского производства РД-93 конструкции Климова с тягой 80 кН, он способен брать до 3500 кг боевой нагрузки.

Тактико-технические характеристики: (МиГ-21бис, если нет других указаний)

Первый полет опытного образца 9 января 1956 года (опытный образец Е-5)

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Афганистан, Алжир, Ангола, Азербайджан, Бангладеш, Болгария, Камбоджа, Конго, Хорватия, Куба, Чешская республика, Эфиопия, Гвинея, Венгрия, Индия, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Мали, Монголия, Черногория, Мозамбик, Северная Корея, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Сомали, Судан, Сирия, Вьетнам, Йемен и Замбия (различные модификации МиГ-21)

Экипаж Один человек

Размах крыльев 7,154 м

Длина 15,75 м

Максимальная скороподъемность 13 500 метров в минуту на уровне моря

Практический потолок 17 500 м

Максимальная дальность полета1470 км с двумя дополнительными топливными баками

Высота 4,103 м

Вес пустого самолета 5843 кг

Максимальный взлетный вес10 400 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость М=2,05

image54

«Ченьду» J-7E(появившаяся в 1990 году модификация с ломаным трапециевидным крылом).


 
 
 
image56

Так художник изобразил новый «Ченьду» FC-1.

 

image57

«Ченьду» F-BS ВВС Шри-Ланки с подвешенными бомбами и пусковыми установками реактивных снарядов для

нанесения ударов по наземным целям; а также с дополнительным топливным баком под фюзеляжем (фото Дениса Хьюза).

 

image58

МиГ-21-2000, модернизация, выполненная израильским авиационным заводам, оснащенная радаром Elta EL/M-2032, цельным лобовым стеклом, новым бортовым компьютером и ИЛС.

Энциклопедия авиации