Модификации АС 532 (AS 532) компании «Еврокоптер» Международная разработка: Южная Африка/Румыния

Вертолет AS 532 «Кугар» компании «Еврокоптер» является военной модификацией вертолета «Супер-Пума», в свою очередь разработанного на основе SA 330 «Пума», впервые появившегося в 1965 году. Этот оснащенный двумя турбовальными двигателями многоцелевой вертолет средних размеров выпускается в двух основных модификациях: AS 532U2, предназначенный преимущественно для выполнения вспомогательных задач — транспортировки (28 человек; 29 человек для модификации Мк.2) или поисково-спасательных работ, и AS 532A2 «Кугар» Мк.2, основными задачами которого является борьба с подводными лодками и надводными кораблями, а также подавление огневых точек и нанесение ударов по наземным целям реактивными снарядами и из орудий в подвесных контейнерах. Следует отметить, что на базе вспомогательной модификации во Франции в рамках программы Horizon был создан боевой разведывательный вертолет, предназначенный для использования в составе сил быстрого реагирования.

Большое количество вертолетов «Супер-Пума» и «Кугар» стоит на вооружении турецкой армии; модификация UL, выпускаемая в Турции, оснащена двумя турбовальными двигателями Makila 1A2 компании Turbmeca, каждый из которых развивает при взлете мощность 1375 киловатт.

Хотя во Франции переход от производства «Пума» к «Супер-Пума» произошел еще в самом начале 80-х годов, южно-африканская компания «Атлас» создала свою модификацию «Ганшип» на основе первой модели «Пума», оснащенной двумя турбовальными двигателями Turmo IVC компании «Турбомека». В результате получился относительно недорогой боевой вертолет, по-прежнему способный выполнять транспортные перевозки. Модификация «Пума Ганшип» оснащена установленным в носовой части прицельным оборудованием для использования в светлое время суток; имеется также возможность установки приборов ночного видения. В управляемой компьютером башне установлено 20-мм пушка, наведение которой осуществляется с помощью нашлемной прицельной системы или стабилизированного оптико-электронного прицела; на двух пилонах по бокам фюзеляжа размещаются четыре 18-зарядные пусковые установки 68-мм ре-52 активных снарядов (возможно применение других реактивных снарядов) для нанесения ударов по площадям, или восьми ПТУРов ZT-3, или TOW и двух контейнеров с неуправляемыми реактивными снарядами для борьбы с бронированными целями. Для защиты от воздушного противника возможна подвеска управляемых ракет класса «воздух-воздух».

Румынская компания IAR осталась в настоящее время единственным производителем первой модификации «Пума» с двигателем Turmo.

IAR 330L «Пума» может быть оснащен бортовой РЛС навигации и наблюдения, 20-мм пушкой в башне и широким спектром ракетного вооружения, куда входят восемь ПТУРов, четыре пусковые установки 70-мм, 57-мм или 122-мм реактивных снарядов, а также контейнерами с 7,62-мм пулеметами, бомбами и минами.

Новая усовершенствованная модификация «Пума 2000» оснащена более мощными двигателями и современной системой управления и контроля (в том числе нашлемными дисплеями). Возможна установка ПТУРов «Хэлфайр» и дополнительных инфракрасного и телевизионного датчиков переднего обзора, а также лазерного дальномера — системы обнаружения цели.

Тактико-технические характеристики: (IAR-330L, если нет других указаний)

Первый полет опытного образца 13 сентября 1978 года («Супер-Пума»)

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время В 43 государствах используются гражданские и военные модификации вертолетов «Пума», «Супер-Пума», «Кугар». Во Франции, Пакистане, Румынии, Южной Африке и Судане стоит на вооружении вертолет IAR «Пума».

Экипаж Обычно два человека и при необходимости 16—20 человек десанта

Диаметр несущего винта 15,08 м

Длина 18,22 м с вращающимся винтом

Высота 5,14 м

Вес пустого вертолета 3615 кг

Максимальный взлетный вес 7400 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 258 км/ч

Максимальная скороподъемность 366 метров в минуту

Потолок динамический 4800 м

Потолок статический с учетом влияния земли 2300 м

Потолок статический без учета влияния земли 1700 м

Максимальная дальность полета 550 км

image59

image60

«Пума Ганшип» компании «Атлас

image61

Модульное подвесное вооружение, выпускаемое для вертолета «Пума» южноафриканской компанией «Атлас».

image62

Подвесная система вооружения вертолета «Пума Ганшип» компании «Атлас»

Энциклопедия авиации