СА 341 и СА 342 «Газель» (SA 341 и SA 342 Gazelle) компании «Еврокоптер» Международная разработка

Впервые поднявшийся в воздух 7 апреля 1967 года вертолет «Газель» явился продуктом сотрудничества английской компании «Уэстлэнд» и французской компании «Аэроспасьяль». В результате получился легкий пятиместный вертолет SA 341, предназначенный для выполнения вспомогательных боевых и связных задач, а также для обучения. Возможна установка вооружения. Главенствующую роль в конструкции и производстве сохранила компания «Аэроспасьяль». SA 341 до сих пор стоят на вооружении английской и французской армий, причем французские (SA 341F), оснащенные двигателем «Астазу III» мощностью 480 киловатт компании «Турбомека», имеют возможность установки 20-мм пушки Giat. Среди вертолетов, стоящих на вооружении в третьих странах, следует выделить SA 341Н «Партизан», выпускавшиеся по лицензии компанией СОКО в бывшей Югославии с начала 70-х годов и в модификации НО-42, оснащенные вооружением для нанесения ударов по наземным целям и разведки.

В 1973 году в Кувейт поступили вертолеты военной модификации «Газели», имевшие обозначение SA 342K, оснащенные двигателем «Астазу XIV Н» мощностью 650 киловатт. Вскоре SA 342 стал основной серийной моделью, и в настоящее время выпускается и предлагается только он. SA 342M — стоящая в настоящее время на вооружении французской армии модификация, предназначенная для борьбы с бронированными целями в дневное время. Вертолет, оснащенный ПТУРами НОТ и гиростабилизированным прицелом, начал поступать в части с 1980 года; из 150 машин, стоящих на вооружении в настоящее время, 70 оснащаются установленным на крыше прицельным устройством Viviane, инфракрасным прибором переднего обзора и лазерным дальномером, что вместе должно позволить вести огонь ПТУРами НОТ ночью. Также вертолеты оснащаются новыми лопастями несущего винта. Еще 30 вертолетов французской армии оснащены каждый четырьмя ракетами «Мистраль» класса «воздух-воздух».

В настоящий момент на экспорт поставляется модификация SA 342L2, также оснащенная турбовальным двигателем «Астазу XIV М» мощностью 640 киловатт компании «Турбомека» и приборами ночного видения. Предыдущая модель SA 342L1 выпускалась в бывшей Югославии под обозначением GAMA и предназначалась для борьбы с танками. Вооружение вертолета состояло из четырех ПТУР АТ-3 60 или двух пусковых установок 57-мм реактивных снарядов; помимо этого, имелась возможность установки двух ракет «Стрела» класса «воздух-воздух». Все вооружение устанавливалось на выносных пилонах. Еще одна модификация югославской компании СО-КО — HERA — предназначалась для ведения разведки; список замыкает учебная модель.

Тактико-технические характеристики: (SA 342M)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Приблизительно в 25 государствах стоят на вооружении военные модификации вертолета «Газель»

Экипаж Два человека

Диаметр несущего винта 10,48 м

Длина 11,91 м с вращающимся винтом

Высота 3,19 м

Вес пустого вертолета 1009 кг

Максимальный взлетный вес 2100 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная крейсерская скорость 245 км/ч на уровне моря

Максимальная скороподъемность 462 метра в минуту на уровне моря

Потолок динамический 4450 м

Потолок статический с учетом влияния земли 3150 м

Потолок статический без учета влияния земли 2370 м

Максимальная дальность полета 670 км

image67

SA 342 «Газель»

image68

«Газель» французской армии с противотанковым вооружением.

Энциклопедия авиации