BO 1O5 РАН-1 компании «Еврокоптер» Германия

Этот вертолет бывшей немецкой компании МВБ, в настоящее время вошедшей в состав международного объединения «Еврокоптер», является легкой пяти-шестиместной машиной, выпускавшейся в больших количествах как в гражданской, так и в военной модификациях, а также в специальной модификации для правоохранительных органов и поставлявшейся во многие страны мира. В числе особых отличительных черт вертолета — специальный грузовой люк в задней части кабины и четырехлопастный жесткий бесшарнирный винт, при необходимости складывающийся. Из оборудования, которым может оснащаться вертолет, следует выделить инфракрасный прибор переднего обзора, позволяющий действовать, в том числе применять оружие в темное время суток.

Последней по времени модификацией стал ЕС Super Five, призванный сменить ВО 105 CBS. Этот вертолет отличается усовершенствованными лопастями несущего винта, позволяющими увеличить подъемную силу и снизить вибрацию и потребление топлива. В обоих случаях силовая установка состоит из двух тур-бовальных двигателей 250-С20В мощностью 313 киловатт компании «Аллисон».

Различные модификации ВО 105 стоят на вооружении нескольких стран, в том числе Швеции, куда в 1987—1988 годах были поставлены 20 вертолетов ВО 105 СВ, оснащенных для борьбы с бронированными целями. Каждая машина оснащена системой ПТУРов HeliTOW (вертолет способен нести до восьми ракет TOW), а также лазерным прицелом Helios, способным действовать ночью. Испанская армия также закупила ВО 105, в том числе 14 машин для ведения наблюдения, 18 для разведки в боевых условиях и 28 ВО 1О5АТН для борьбы с танками. Вертолет ВО 1О5АТН оснащен новыми лопастями, усовершенствованная кабина позволяет применять очки ночного видения, глобальную систему навигации и определения местоположения, радар и датчики оповещения об инфракрасном излучении, а также выбрасыватели ИК-ловушек; вооружение состоит из ПТУРов НОТ в легких пусковых установках, что улучшает их возможности.

Однако больше всего вертолетов стоит на вооружении бундесвера: ВО 105 VBH используются для наблюдения и связи, а РАН-1 для борьбы с бронированными целями. Не меньше 212 вертолетов РАН-1 было поставлено в войска в периоде 1980 по 1984 год, в первую очередь в 16-й полк авиации поддержки сухопутных войск (Heeresfliegerregiment 16). Вертолет РАН-1 с экипажем в составе летчика и оператора вооружения оснащен установленным на крыше кабины стабилизированным прицелом, позволяющим действовать в светлое время суток, и ПТУРами НОТ (6 ракет). В последнее время эти вертолеты были оснащены новыми лопастями несущего винта. Это, а также другие изменения привели к увеличению максимального взлетного веса с 2400 до 2500 кг. Большинство вертолетов в настоящий момент вооружено ПТУРами НОТ-2 на модернизированных пусковых установках, однако ожидаемое оснащение их установленными на крыше кабины новыми ночными прицелами так и не произошло.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 16 февраля 1967 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж См. по тексту статьи

Диаметр несущего винта 9,84 м

Длина 11,86 м с вращающимся винтом

Высота 3 м

Вес пустого вертолета 1913 кг

Максимальный взлетный вес 2500 кг (РАН-1)

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная крейсерская скорость 220 км/ч

Максимальная скороподъемность 540 метров в минуту

Потолок динамический 4200 м

Потолок статический без учета влияния земли 1580 м

Максимальная дальность полета 555 км (CBS)

image69

ВО 105 (РАН-1)

image70

Вертолет для борьбы с бронированными целями первого поколения, стоящий на вооружении бундесвера, оснащенный цифровой системой вооружения НОТ-2 и новыми лопастями несущего винта.

Энциклопедия авиации