«Пукара» (Pticara) компании FMA Аргентина

Самолет «Пукара» был разработан бывшей государственной компанией Fabrica Militar de Aviones SA (FMA), находившейся в введении ВВС Аргентины, новое правление которой после приватизации заключило в декабре 1994 года договор с американской компанией «Локхид». «Пукара» разрабатывался как простой и недорогой самолет для борьбы с незаконными вооруженными формированиями, обеспечения непосредственной поддержки сухопутных войск и ведения разведки. Он оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и имеет экипаж из двух человек, расположенных тандемом и разделяющих между собой нагрузку. Важными нововведениями были возможность использования неподготовленных аэродромов, специальные ракетные ускорители, обеспечивающие взлет после разбега всего 80 метров, и бронирование пола кабины, защищающее экипаж от 7,62-мм пуль. Поставка 108 самолетов «Пукара» аргентинским ВВС началась в 1976 году и продолжалась десять лет. 48 самолетов было заказано после тяжелых потерь во время вооруженного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году. Впоследствии ВВС Аргентины продали избыток самолетов маленькими партиями в Колумбию, Шри-Ланку и Уругвай. «Пукара» вооружен установленными в носовой части четыремя 7,62-мм пулеметами и двумя 20-мм пушками; помимо того, на двух точках подвески под крыльями и одной под фюзеляжем можно разместить еще до 1500 кг боевой нагрузки. В числе возможных видов — ракеты класса «воздух-воздух» «Пескадор» или аналогичные, торпеды для борьбы с надводными кораблями, пусковые установки реактивных снарядов, различные типы бомб и контейнеры с пушками. Первоначально самолет оснащался оптическим прицелом.

Как правило, для увеличения дальности полета под фюзеляжем устанавливается дополнительный топливный бак, но при перебазировке своим ходом баки могут устанавливаться на всех трех пилонах. Также увеличить радиус действия и повысить полезную боевую нагрузку может применение самолета с экипажем в составе только одного летчика. В дальнейшем были разработаны специальная одноместная модификация и более мощный двухместный самолет, однако они так и не были приняты на вооружение. В настоящее время (данные на 1995 год) в строю аргентинских ВВС находится около 40 двухместных самолетов IA 58А, оснащенных турбовинтовым двигателем «Астазу XVIG» мощностью 720 киловатт компании «Турбомека».

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 20 августа 1969 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Два человека

Размах крыльев 14,5 м

Длина 14,25 м

Высота 5,36 м

Вес пустого самолета 4020 кг

Максимальный взлетный вес 6800 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 500 км/ч

Максимальная скороподъемность 1075 метров в минуту

Практический потолок Больше 9750 м

Максимальная дальность полета До 972 км с запасом горючего 1730 литров

image78

IA 58А компании FMA

image79

«Пукара» аргентинских ВВС, оснащенный многопозиционными креплениями, позволяющими увеличить количество подвешиваемого под крыльями и фюзеляжем вооружения.

Энциклопедия авиации