«Кфир» (Kfir) израильской авиационно-промышленной компании ИАИ Израиль

Самолет «Кфир» явился результатом последовательно выполнявшихся важных программ, направленных на обеспечение израильских ВВС боевым самолетом собственного производства, созданного на основе французского «Миража». Необходимость полагаться только на свои силы возникла после того, как из-за очередного политического кризиса на Ближнем Востоке было наложено эмбарго на поставки в Израиль новой партии самолетов «Мираж 5» производства французской компании «Дассо». Первым шагом Израиля к независимости в данной области стал выпуск запасных частей к «Миражам», уже стоящим на вооружении; за этим последовало производство собственными силами аналогичных «Миражу» планеров, на которые устанавливались турбореактивные двигатели «Атар» компании SNECMA, но при этом самолеты оснащались радиоэлектроникой и другим оборудованием израильского производства. Новый боевой самолет получил обозначение «Нешер». В 1978 году большинство этих самолетов было продано Аргентине; там они получили обозначение «Даггер» и были модифицированы.

«Нешер» поступил на вооружение израильских ВВС в 1972 году; к этому времени уже три года продолжались испытания нового «Миража III», оснащенного турбореактивным двигателем J79 компании «Дженерал Электрик», установленным вместо двигателя «Атар». Применение обладающего другими геометрическими размерами двигателя J79 потребовало внесения существенных изменений в конструкцию планера, но результат нового союза оказался очень удачным. Поэтому следующим логическим шагом, естественно, стала установка двигателя J79 на планер «Нешер». Опытный образец нового самолета, получившего обозначение «Кфир», совершил первый полет в середине 1973 года, а уже через два года появился серийный «Кфир», отличающийся от «Миража 5» более короткой и толстой задней частью фюзеляжа и другими деталями.

Первой модификацией «Кфира», С1, были укомплектованы только две эскадрильи, и впоследствии многие из этих самолетов были модернизированы до стандарта С2, имеющего переднее горизонтальное оперение, крылья с выступами и другие отличия. Небольшая часть С2 находится в резерве ВВС Израиля, несколько самолетов было продано Эквадору, но большинство было модернизировано до стандарта С7. «Кфир С7», оснащенный более мощным двигателем 70 J79-J1Е, развивающим на форсаже тягу 83,41 кН, усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием и органами управления, останется основным штурмовиком и истребителем-перехватчиком израильских ВВС по крайней мере до 2000 года. С7 имеет девять узлов внешней подвески, позволяющие взять до 6085 кг боевой нагрузки. В числе видов вооружения — бомбы с лазерным наведением «Гриффин» и «Гильотин», бомбы с телевизионным наведением «Пирамид», ракеты класса «воздух-земля» «Мэверик», «Шрайк» или аналогичные, от двух до четырех ракет класса «воздух-воздух» «Питон 2», «Шафрир» или подобных.

Несъемное вооружение состоит из 30-мм пушки ДЕФА 552; радар системы управления огнем «Элта» EL/M-2021 импульсно-доплеровского типа.

«Кфир С7» также стоит на вооружении Колумбии; кроме того, во всех этих странах имеются двухместные учебно-боевые модификации ТС.

Последними предлагаемыми модификациями «Кфира» являются СЮ и «Кфир 2000». Оба самолета оснащены многорежимным радаром поиска и слежения EL/M-2032, новой компьютеризированной системой управления огнем и боеприпасами, новыми проецируемыми на стекло кабины пилота приборными дисплеями и многими другими новшествами, хотя на момент написания этой книги ни одна из этих модификаций не была принята на вооружение.

На экспорт в настоящее время предлагаются модернизированные «Кфиры», снятые с вооружения израильских ВВС.

Тактико-технические характеристики:

Первый опытный образец 1973 год

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Один человек

Размах крыльев 8,22 м

Длина 15.65 м

Высота 4,55 м

Максимальный взлетный вес 16 500 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость Больше М=2,3

Максимальная скороподъемность 14 000 метров в минуту

Практический потолок 17 700 м

Максимальная дальность полета Радиус действия 1186 км в качестве штурмовика

image80

«Кфир» С-7

image81

«Кфир» израильских ВВС в бою.

 

image82

Оснащенный полным комплектом вооружения «Кфир» охотится за добычей в районе Голанских высот.

image86

Последняя модификация многоцелевого истребителя «Кфир».

Энциклопедия авиации