Грипен JAS 39 Cripen Швеция

«Грипен» является новейшим шведским многоцелевым боевым самолетом, и впервые в мире в одной машине объединены штурмовик, перехватчик и разведчик. Это обстоятельство вынуждает летчика при необходимости быть готовым выполнить любую из вышеперечисленных задач, программируя с помощью клавиатуры бортовой компьютер на определенное полетное задание. Для того, чтобы совместить все эти функции, «Грипен» оснащен полностью интегрированной радиоэлектронной аппаратурой, объединенной тремя шинами данных MIL STD 1553 и состоящей из бортового вычислителя SDS 80 компании «Эрикссон», импульсного доплеровского радара PS-05/A и многих других систем. Трехцветный дисплей, проецируемый на нижнюю часть стекла кабины, имеет различные режимы работы, которые летчик в полете может менять, а широкоэкранный дисплей, проецируемый на верхнюю часть стекла кабины, отражает различную информацию о полете и вооружении. При выполнении задания, связанного с нанесением ударов по наземным целям, информация о цели может быть передана по шине данных другим «Грипенам», таким образом позволив им действовать в режиме радиолокационного молчания, обеспечивающем внезапность.

Тридцать процентов планера «Грипена» состоит из композитных материалов; в частности, это относится к трапециевидному крылу с выступами и переднему цельноповоротному горизонтальному оперению. Большое количество управляющих поверхностей приводится в действие системой обеспечения аэродинамической устойчивости.

Шесть установочных мест для подвески вооружения находятся на крыльях — это четыре пилона и два направляющих на концах крыльев для пуска ракет класса «воздух-воздух» Rb 74 «Сайдвиндер». К двум пилонам под воздухозаборниками обычно подвешивается электронная аппаратура; еще один пилон расположен под фюзеляжем.

Вооружение для нанесения ударов по наземным целям состоит из ракет класса «воздух-земля» Rb 75 «Мэверик» или аналогичных (в том числе ракет класса «воздух-корабль» RBS-15F), кассетных боеприпасов, различных типов бомб и пусковых установок реактивных снарядов. При выполнении задач по перехвату воздушных целей самолет может быть, помимо всего прочего, оснащен ракетами 74 класса «воздух-воздух» средней дальности.Силовая установка «Грипена» состоит из одного двигателя «Вольво» RM12, созданного на основе двухконтурного турбореактивного двигателя F404 компании «Дженерал Электрик», развивающего на форсаже тягу 80,54 кН. Самолет можно перезаправить, перевооружить и подготовить к вылету бригадой из техника-механика и пяти помощников всего за десять минут: в случае необходимости он может взлететь с прямого участка шоссе длиной 800 метров, что позволяет избавиться от необходимости строить большое количество дорогих и уязвимых перед неприятелем взлетно-посадочных полос.

Серийное производство началось в июне 1993 года, и в 1995 году летчики шведских ВВС стали переучиваться с «Вигген» на «Грипен». Первое подразделение F7 заступит на боевое дежурство в 1997 году.

Поставки в части двухместного учебно-боевого самолета JAS 39В начнутся в 1998 году.

Шведским ВВС требуется до 300 «Грипенов», чтобы оснастить ими 16 эскадрилий; первые 140 самолетов должны быть поставлены к 2002 году. После этого одноместные самолеты будут выпускаться в модификации JAS 39C.

Наиболее вероятно, что первым импортером этого самолета станет Венгрия.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 9 декабря 1988 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Один человек (JAS 39A)

Размах крыльев 8,40 м

Длина 14,1 м

Высота 4,5 м

Вес пустого самолета 6620 кг

Максимальный взлетный вес 12 500 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость Сверхзвуковая

image87

JAS 39А «Грипен»

image88

Самолет JAS 39А «Грипен» проходит интенсивные испытания в 1995 году.

image89

Самолет «Грипен» ВВС Швеции с полным вооружением.

image90

Группа «Грипенов» на взлетно-посадочной полосе.

Энциклопедия авиации