Ка-29 и Ка-32А7 ОКБ им. Камова Россия

Одним из недостатков корабельного вертолета Ка-25 было то, что он не очень подходил для участия в морских десантных операциях, хотя хорошо справлялся со своей главной задачей — борьбой с подводными лодками. При разработке вертолета Ка-29, модернизации значительно усовершенствованного Ка-27 (известного в НАТО под обозначением Helix-B), особое внимание было уделено преодолению как раз этого недостатка; в результате был создан боевой вертолет, способный осуществлять транспортировку десанта и обеспечивать огневую поддержку. Ка-29 способен доставить с корабля на берег до 16 десантников или 2000 кг груза (или вооружения) и при этом обладает достаточной огневой мощью, чтобы подавить сопротивление неприятеля и обеспечить поддержку десанту.

Сердцем Ка-29 является противотанковая система «Штурм-В», используемая в сочетании с восемью ПТУРами 9М114 «Кокон» (АТ-6 «Спираль»), установленными в двух четырехтрубных контейнерах. Помимо оптического оборудования, вертолет оснащен лазерным дальномером. Остальное вооружение, размещаемое на четырех пилонах внешней подвески, может включать в себя до четырех пусковых установок Б-8 (каждая с двадцатью 80-мм неуправляемыми реактивными снарядами), 30-мм пушку, контейнеры с 23-мм пушками, бомбы и зажигательные заряды; в носовой части у специальной дверцы установлен наводимый вручную четырехствольный 7,62-мм пулемет с боекомплектом 1800 патронов. Для защиты от враждебных действий неприятеля вертолет оснащен устройством постановки пассивных инфракрасных помех; кабина и моторный отсек бронированы снизу.

По оценкам, в строю в настоящее время находится около 30 Ка-29 — все в составе российского ВМФ; поставка вертолетов на Северный и Тихоокеанский флоты началась в 1985 году. Как и остальные вертолеты разработки ОКБ им. Камова, Ка-29 оснащен двумя соосными несущими винтами, вращающимися в противоположные стороны, и поэтому ему не требуется хвостовой рулевой винт. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВК конструкции Климова — Изотова, каждый максимальной мощностью по 1659 киловатт.

Преимущественно гражданский вертолет Ка-27 превратился в Ка-32 (Helix-С), впервые поднявшийся в воздух 11 января 1980 года. В числе многих функций, которые он может выполнять, — морское патрулирование, хотя в основном этот вертолет используется для транспортных целей, при строительстве, в поисково-спасательной службе и для тушения пожаров. Однако недавно неожиданно была публично показана военная модификация — Ка-32А7, оснащенная снизу в носовой части поисковой РЛС. Несомненно предназначенный для борьбы с кораблями, этот вертолет может также оснащаться пушками в контейнерах и пусковыми установками реактивных снарядов и использоваться для непосредственной поддержки сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики:

Первый опытный образец 1976 год

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Россия

Экипаж Два человека (летчик и оператор вооружения)

Диаметр несущих винтов 15,90 м каждого

Длина 12,25 м со сложенными лопастями

Высота 5,44 м

Максимальный взлетный вес 12 600 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 280 км/ч

Максимальная скороподъемность 930 метров в минуту на уровне моря

Потолок динамический 4300 м

Потолок статический без учета влияния земли 3700 м

Максимальная дальность полета 460 км (средняя)

image91

Ка-29 ОКБ им. Камова

image92

Ка-32А7 с вариантами вооружения: управляемыми ракетами, реактивными снарядами и пушками (фото Петра Бутовского).

Энциклопедия авиации