Ка-5О «Черная Акула» и Ка-5 2 «Аллигатор» ОКБ им. Камова Россия

Хотя государственные испытания Ка-50 были завершены к 1993 году, ожидается, что этот одноместный вертолет, предназначенный для уничтожения бронированных целей и непосредственной поддержки сухопутных войск, не начнет поступать в боевые части до 1996 года, так как вследствие сокращения военных расходов промышленное производство было временно приостановлено после выпуска нескольких машин. В дальнейшем производство будет разделено между одноместным Ка-50 и двухместным Ка-52 с расположением членов экипажа бок о бок, хотя основное предпочтение будет отдаваться одноместному варианту.

Ка-50 — первый в мире одноместный боевой вертолет; это единственный вертолет в мире, летчик которого может покинуть машину с помощью специальной катапульты «Звезда» после того, как лопасти несущих винтов будут отстреляны специальными зарядами. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВК конструкции Климова; выхлопные сопла двигателей оснащены специальными устройствами, подмешивающими холодный воздух и снижающими тепловое излучение. Вертолет сохранил традиционную для ОКБ им. Камова соосную схему; лопасти несущих винтов изготовлены из композитных материалов и имеют загнутые концы. Для защиты вертолета от 20-мм снарядов бронированы двигатель, кабина и остальные жизненно важные узлы. В гондолах на концах крыльев находятся выбрасыватели тепловых патронов.

Важной особенностью Ка-50 является его способность двигаться вместе с наступающими войсками и действовать автономно на удалении от базы до двух недель подряд. Основой радиоэлектронной аппаратуры являются несколько цифровых компьютеров «Орбита»; связь по шине данных с разведывательными вертолетами позволяет отображать информацию о целях на карте и нашлемном дисплее. Встроенное вооружение состоит из 30-мм пушки конструкции Шипунова, использующей боеприпасы, аналогичные тем, что используют пушки БМП.

Остальное вооружение размещается на четырех пилонах под крыльями; стандартный набор состоит из двенадцати ПТУРов 9А4172 «Вихрь-М» (АТ-12 по классификации НАТО) с лазерным наведением, расположенных двумя группами на внутренних пилонах, и двух пусковых установок 68-мм реактивных снарядов Б-8 на внешних пилонах; возможно также применение ракет Х-25МЛ (АС-10 «Карен») с лазерным наведением и ракет Х-25МГ1 (АС-12 «Кеглер») для борьбы с радиолокационными станциями, контейнеров с пушками и другого вооружения.

Для уничтожения воздушных целей и самообороны используются ракеты Р-73 (АА-11 «Арчер») и «Игла-В». Электронно-оптическая система управления огнем «Шквал-3» оснащена телевизионным каналом, лазерным дальномером и определителем цели, а также системой наведения по лазерному лучу ПТУРов «Вихрь».

Нашлемная система целеуказания летчика подсоединена к системе «Шквал»; применение инфракрасного прибора переднего обзора позволяет вести боевые действия в темное время суток.

Двухместный вертолет Ка-52 выпускается в двух модификациях: учебно-боевой и боевой разведывательной; броневая защита уменьшена, боевая нагрузка сокращена, но двигатели более мощные.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца 17 июня 1982 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Россия

Экипаж Один человек (Ка-50); два человека (Ка-52)

Диаметр несущих винтов: 14,43 м каждого

Длина 15,56 м с вращающимся винтом

Высота 4,93 м

Максимальный взлетный вес 10 800 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 310 км/ч

Максимальная скороподъемность 600 метров в минуту на уровне моря

Потолок статический без учета влияния земли 4000 м

Максимальная дальность полета 450 км (средняя)

image93

Ка-5О «Черная Акула» ОКБ им. Камова

image94

Макет в натуральную величину вертолета Ка-52 ОКБ им. Камова (фото Петра Бутовского).

image97

Ка-50 в полете (фото Петра Бутовского).

image96

Устрашающий вид Ка-50 (фото Петра Бутовского).

Энциклопедия авиации