F-117А «Найтхок» (F-117A Nighthawk) компании «Локхид-Мартин» США

Самый необычный боевой самолет из всех, стоящих на вооружении в настоящее время, ночной дозвуковой штурмовик-истребитель F-117A предназначен для уничтожения особо важных целей. Это первый в мире самолет, полностью построенный с учетом технологии «Стеле», позволяющей ему оставаться необнаруженным в крайне враждебном окружении.

F-117 разрабатывался, начиная с 1976 года, в обстановке строжайшей секретности на заводе Skunk Work компании «Локхид», где сперва были изготовлены две уменьшенные демонстрационные модели XST (первая поднялась в воздух в декабре 1977 года) для того, чтобы доказать верность основной концепции. Несмотря на то, что F-117 обладает революционно новой конструкцией, бортовые вычислители, системы управления полетом, навигационные приборы и другое оборудование в целях экономии времени и снижения риска взято от F-16, F/A-18, Б-52 и других уже существующих самолетов. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями без форсажной камеры F404-GE-F1D2 компании «Дженерал Электрик», каждый с тягой 48,04 кН.

Для того, чтобы сделать самолет невидимым, требовалось решить проблемы оптической, радиолокационной, инфракрасной, акустической и электромагнитной заметности, а также следа инверсии. Основная опасность в части радиолокационного обнаружения исходила от летающих на большой высоте самолетов типа АВАКС. Частично решение состояло в том, что внешняя поверхность планера состоит из плоских листов, соединенных под острым углом друг по отношению к другу, что позволяет отразить радиолокационный луч в сторону; кроме того, применяется специальное покрытие. Поскольку F-117A не может использовать собственный радар из опасения выдать свое местонахождение, для поиска и обнаружения цели используется детектор инфракрасного излучения, работающий в передней нижней полусфере, а также лазер и аппаратура автослежения. Снижение шума двигателя достигнуто частично отсутствием дожигания топлива, что также помогает уменьшить тепловую сигнатуру.

Другие средства борьбы с инфракрасным излучением заключаются в охлаждении выхлопных газов и маскировке сопел двигателей, в расположении воздухозаборников над крыльями и в других методах; сопла выполнены в виде широких, но неглубоких «щелей», что обеспечивает очень разреженный след выхлопа, быстро рассеивающегося в атмосфере во избежание образования следа инверсии.
F-117A не имеет встроенного вооружения и не несет оружия на внешней подвеске. Боевой груз общим весом 2268 кг размещается в отсеке в нижней части фюзеляжа и может включать в себя управляемые бомбы с лазерным наведением весом до 907 кг каждая, ракеты «Мэверик», HARM и другие, кассетные боеприпасы и ядерное оружие; в целях самообороны самолет может оснащаться ракетами класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер».

Всего выпущено 60 самолетов F-117A, 59 из них вступили в строй ВВС США начиная с 1982 года, хотя широкой публике F-117A был впервые продемонстрирован только в 1990 году. К этому времени эти самолеты уже успели принять участие в боевых действиях: в 1989 году в Панаме два

F-117A сбросили бомбы с лазерным наведением на казармы.

Впоследствии F-117A совершили 1271 самолето-вылет во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытныго образца 18 июня 1981 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время США

Экипаж Один человек

Размах крыльев 13,2 м

Длина 20,09 м

Высота 3,78 м

Максимальный взлетный вес 23 814 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи  

Максимальная скорость 1040 км/ч

Максимальная дальность полета 1111 км

image104 F-117A«HamxoK».

image105

Впечатляющий вид спереди на угловатые формы самолета «Найтхок».
image106

Футуристические линии показавшего себя с самой лучшей стороны F-117A«HamxoK».

image107

F-117 совершает разведывательный полет в светлое время суток.

Энциклопедия авиации