А-4 «Скайхок» (А-4 Skyhawk) компании «Макдоннелл-Дуглас» США

«Скайхок» был разработан в соответствии с заказом ВМФ США, пожелавшего иметь турбореактивный штурмовик, призванный заменить базирующийся на авианосцах штурмовик «Скайрейдер», оснащенный поршневым двигателем. В требованиях содержалось условие, что полетный вес нового самолета должен быть около 13 600 кг, но конструкторское бюро компании «Дуглас» под руководством Эда Хайнеманна отбросило это условие и, изучив сводки о боевых вылетах штурмовиков в Корее, разработала конструкцию самолета, вскоре получившего прозвище «раскаленный шомпол Хайнеманна» (Heinemann's Hot Rod). Это был шедевр конструкторской мысли: обладающий почти вдвое меньшим весом по сравнению с требуемым, простой, развивающий высокую скорость при одном двигателе J65 и имеющий крылья с небольшим удлинением с закругленными концами таких небольших размеров, что их не требовалось складывать при размещении самолета на палубе и подъеме в лифте.

Первые серийные A4D-1 (впоследствии получившие обозначение А-4А) поступили на вооружение ВМФ США в 1956 году; за этим последовали оснащенные более мощным двигателем и более тяжелые модификации, поступавшие на вооружение ВМФ и морской пехоты США, а затем и поставлявшиеся на экспорт.

Производство А-4 было прекращено в 1979 году; всего было выпущено 2960 самолетов, из них 550 двухместных учебно-боевых. В настоящее время остающиеся на вооружении ВМФ и морской пехоты США «Скаихоки» используются исключительно в учебных целях, но в шести странах эти самолеты до сих пор находятся в строевых частях, причем везде, за исключением Аргентины (модификации А-4М и А-4Р), «Скаихоки» являются самолетами только наземного базирования.

В настоящее время различные модификации «Скайхоков» стоят на вооружении Аргентины, Индонезии (Е и двухместные учебно-боевые), Кувейта (KU и двухместные), Израиля (Н, N и двухместные), Новой Зеландии (К и двухместные) и Сингапура (A-4S-1/SU «Cynep-Скайхок»). Все самолеты прошли существенную модернизацию; в частности, «Супер-Скайхок» ВВС Сингапура имеет изменения в конструкции планера, оснащен новым двухконтурным турбореактивным двигателем F404-GE-100D с тягой 48,93 кН компании «Дженерал Электрик», современным радиоэлектронным оборудованием, в том числе проецируемыми на стекло кабины дисплеями, и установкой дозаправки в воздухе.

В числе возможных типов вооружения — ракеты «Мэверик», неуправляемые и корректируемые бомбы, реактивные снаряды и другое оружие, размещающееся на четырех пилонах под крыльями и одном под фюзеляжем; кроме того, в корневой части крыльев установлены две пушки.

Тактико-технические характеристики: («Супер-Скайхок», если не указано иное)

Первый полет опытного образца 22 июня 1954 года

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Один человек

Размах крыльев 8,382 м

Длина 12,8 м

Высота 4,57 м

Вес пустого самолета 4650 кг

Максимальный взлетный вес 10 200 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 1128 км/ч

Максимальная скороподъемность 3325 метров в минуту

Практический потолок 12 190 м

Максимальная дальность полета 1160 км

image108

А-4М  «Скайхок II»

image109

Модернизированный «Скайхок» израильских ВВС.

Энциклопедия авиации