F-4 «Фантом II» (F-4 Phantom II) компании «Макдоннелл-Дуглас» США

F-4, один из боевых самолетов, оставивших самый заметный след в истории, первоначально разрабатывался как одноместный палубный истребитель-штурмовик: два двигателя обеспечивали ему большой радиус действия и очень высокие скоростные качества, а созданная на основе РЛС система управления огнем позволяла действовать в любых погодных условиях. Однако в процессе разработки, начавшейся в 1955 году, ВМФ изменил свои требования, сделав главный упор на обеспечении воздушного прикрытия сил флота; основное вооружение самолета составили шесть ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Спэрроу», и появился второй член экипажа — оператор РЛС и систем вооружения.

Опытный образец F4H-1 впервые поднялся в воздух 27 мая 1958 года, а первые серийные машины начали поступать на корабли ВМФ США в конце 1960 года. В 1962 году в соответствии с новой системой самолет получил обозначение F-4A

В конструкции этого самолета были впервые применены дигедральные консоли крыльев, скошенное вниз горизонтальное хвостовое оперение и закрылки. Небольшое количество самолетов прошло всесторонние испытания, и в 1961 году в серийное производство пошла основная модификация F-4B, поступившая на вооружение ВМФ и морской пехоты.

Тем временем после испытаний самолета, проведенного ВВС, было заказано производство тактического истребителя наземного базирования F-4C. Изменения по сравнению с базовой моделью были минимальными, и все же новый самолет был оснащен более мощными двигателями J79 «Дженерал Электрик», дублированной системой управления, инерциальной навигационной системой, новым радаром, он получил возможность брать большую боевую нагрузку, на нем была установлена новая система бомбометания, шасси было оснащено более широкими колесами пониженного давления, в устройстве дозаправки в воздухе штанга сменила буек; были также и другие изменения. F-4C начал поступать на вооружение американских ВВС в 1963 году, а в 1964 году последовала разведывательная модификация RF-4C.

Опыт боевых действий во Вьетнаме показал, что полагаться только на ракетное вооружение для ведения воздушного боя нельзя, и многоцелевая модифика-94 ция F-4E, поступившая на вооружение в 1967 году, была оснащена установленной в носовой части 20-мм пушкой М61А1 «Вулкан» и новым радаром AN/APQ-120.

Силовая установка нового самолета состояла из двух турбореактивных форсированных двигателей J79-GE-17А с тягой 79,62 кН. Идеально справляющийся с задачами истребителя-штурмовика, F-4E, выпускавшийся также в Японии компанией «Мицуби-си» под обозначением F-4EJ, является в настоящее время основной модификацией, остающейся на вооружении.

Германия получала самолеты F-4F, отличающиеся от предыдущей модификации наличием отклоняющихся носков на передней кромке крыла, повышающих маневренность.

Производство F-4 в США было прекращено в 1979 году; всего было выпущено 5057 самолетов всех модификаций.

Хотя в настоящее время в США F-4 остался лишь на вторых ролях (только в составе ВВС), он является основным боевым самолетом авиации наземного базирования различных стран; большое количество различных модернизационных программ, в том числе предлагаемые Германией, Израилем и Японией, помогают F-4 поддерживать боевую форму. Так, например, у немецкого F-4F продлен срок службы планера, этот самолет может брать новейшие ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, а в состав бортового радиоэлектронного оборудования входит многорежимный импульсный доплеровский радар APG-65GY.

Тактико-технические характеристики: (F-4Е, если не указано иное)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Египет (Е), Германия (F), Греция (R и RF-4E), Иран (D, Е и RF-4EJ), Израиль, Япония (F-4EJ и RF-4EJ). Южная Корея (D. Е и RF-4C), Испания (RF-4C), Турция (Е и RF-4C) и США (F-4G «Уайлд Уизл», предназначенный для обнаружения и уничтожения РЛС, и RF-4C)

Экипаж Два человека

Размах крыльев 11.71 м

Длина 19,18 м

Высота 4,98 м

Вес пустого самолета 13 756 кг

Максимальный взлетный вес 28 030 кг

Максимальная боевая нагрузка 7257 кг

Максимальная скорость Свыше М=2

Максимальная скороподъемность 1880 метров в минуту

Практический потолок Больше 18 290 м

Максимальная дальность полета 1146 км радиус действия при использовании в качестве штурмовика

image110

F-4 «ФантомII»

image111

Израильский F-4 «Фантом» демонстрирует свое вооружение.

image112

Немецкий F-4F осуществляет пуск ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности

 

image113

Первый полет F-4, оснащенного новыми двигателями «Пратт энд Уитни 1120».

Энциклопедия авиации