F/A-18 «Хорнет» (F/A-18 Hornet) компании «Макдоннелл-Дуглас» США

«Хорнет»был разработан на основе YF-17 компании «Нортроп», участвовавшим вместе с YF-16 в конкурсе ВВС США на лучший легкий истребитель. Компания «Макдоннел-Дуглас» предложила создать модификацию YF-17, удовлетворяющую требованиям ВМФ США; причем «Макдоннел-Дуглас» стал бы основным подрядчиком разработки и производства этих самолетов, а «Нортроп» — главным субподрядчиком, при этом сохранив место основного подрядчика разработки и производства сухопутного варианта, который, как вскоре выяснилось, никого не заинтересовал. Больше того, «Хорнеты», стоящие в настоящее время на вооружении ВВС, переведены из морской авиации и имеют складывающиеся крылья.

Первоначально планировалось параллельно разрабатывать две модификации для ВМФ и морской пехоты: F-18 должен был сменить истребители F-4 «Фантом», а А-18 — штурмовик А-7 «Корсар» компании «Воут». Однако эти варианты оказались так близки друг другу, что в результате была создана единая модификация F/A-18, способная одинаково хорошо бороться за господство в воздухе, осуществлять непосредственную поддержку сухопутных войск, наносить удары по наземным целям и обеспечивать сопровождение. Больше того, самолет мог самостоятельно защищаться от нападения с воздуха, а сбросив подвесное вооружение, превращался в полноценный истребитель.

Одноместные F/A-18A и двухместные учебно-боевые F/A-18B начали поступать на вооружение в 1983 году; за ними в 1987 году последовала модификация F/A-18C, оснащенная усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, а также ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности и ракетами класса «воздух-земля» с инфракрасной головкой наведения «Мэверик». 139-й F/A-18C, выпущенный в 1989 году, стал первым «Хорнетом», обладающим возможностью вести боевые действия в любое время суток.

С 1992 года в качестве силовой установки стали использоваться два двухкон-турных форсированных турбореактивных двигателя F404-GE-402 «Дженерал Электрик», развивающие тягу 78,73 кН (они пришли на смену двигателям F404-GE-400 с тягой 71,17 кН). Следующая модернизация была осуществлена в 1994  году, когда на смену радару AN/APG-65 пришел новый AN/APG-73, которым в настоящее время оснащаются самолеты первых годов выпуска.

Самыми последними по времени модификациями «Хорнета» являются одноместный F/A-18E и двухместный F/A-18F, оснащенные форсированными двигателями F414-GE-400, развивающими тягу 97,86 кН, берущие на борт больший запас горючего, 8050 кг вооружения на одиннадцати местах внешней подвески вместо 6214 кг на девяти местах у предыдущих модификаций, имеющие улучшенное оснащение кабины, удлиненные передние наплывы крыльев и отличающиеся другими новшествами.

Первый F/A-18E появился в сентябре 1995 года. Ожидается, что всего до 2015 года ВМФ и морская пехота США получат около тысячи таких машин.

В настоящее время на вооружении ВМФ и морской пехоты находится свыше 900 «Хорнетов», которыми укомплектованы соответственно 22 и 16 эскадрилий.

Тактико-технические характеристики: (F/A-18C)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Австралия, Канада, Испания, Финляндия, Кувейт, Малайзия, Швейцария и США

Экипаж Один или два человека

Размах крыльев 11,43 м без ракет «Сайдвиндер» на концах

Длина 17.07 м

Высота 4,66 м

Вес пустого самолета 10 810 кг

Максимальный взлетный вес 25 400 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость Более М=1,8

Практический потолок 15 240 м

Максимальная дальность полета Радиус действия 1018 км

image119

F/A-18 «Хорнет»

image120

Пара «Хорнетов» морской пехоты США совершают полет в районе авиабазы Фаллон, штат Невада. На переднем плане двухместная модификация D, а за ней одноместная С.

image122

F/A-18C с ракетой «Сайдвиндер» и корректируемой бомбой под левым крылом.

image123

Готовый к вылету на боевое задание F/A- 18E ожидает последнюю предполетную проверку.

Энциклопедия авиации