АН-64 «Апач» (АН-64 Apache) компании «Макдоннелл-Дуглас» США

Первоначально имевший обозначение Хьюз Модель 77, вертолет «Апач» был разработан в соответствии с требованиями сухопутных сил США, желавших получить тяжелый штурмовой вертолет, способный действовать в любое время суток и в плохих погодных условиях, эффективно бороться с неприятельскими танками, самостоятельно перебазироваться на большие расстояния, пользуясь подвесными топливными баками, и в течение длительных промежутков времени находиться на передовой вдали от базы. При выборе встроенного вооружения разработчики остановились на 30-мм автоматической пушке, а в 1976 году в качестве основного оружия для уничтожения бронированных целей были выбраны ПТУРы «Хэлфайр» — к четырем пилонам под крыльями подвешивались до шестнадцати ракет. Альтернативный набор вооружения состоял из семидесяти шести 2,75-дюймовых реактивных снарядов; также была возможна комбинация этих типов оружия. На концах коротких крыльев устанавливались ракеты класса «воздух-воздух».

Впервые поднявшийся в воздух 30 сентября 1975 года YAH-64 выиграл конкурс у главного конкурента — вертолета YAH-63 компании «Белл», — и в конце 1976 года началось его серийное производство. Всего американская армия получила 821 вертолет АН-64А «Апач», оснащенный двумя турбовальными двигателями T700-GE-701 мощностью 1171 киловатт компании «Дженерал Электрик», приводивших в движение четырехлопастный несущий винт с загнутыми на концах лопастями и рулевой винт-«ножницы». В состав радиоэлектронного оборудования входят система обнаружения и опознания цели TADS, состоящая из лазерных, телевизионных, оптических и инфракрасных датчиков (ею оснащено место оператора вооружения), и пилотажная система ночного видения PNVS, позволяющая с помощью телевизионных приборов вести вертолет на предельно малых высотах в темное время суток. И TADS, и PNVS установлены в носовой части.

15 апреля 1992 года совершил полет АН-640«Лонгбоу Апач» (Longbow Apache). Самой важной отличительной чертой этой модификации является установленный на мачте над несущим винтом радар системы управления огнем «Лонгбоу», позволяющий за 30-секундный промежуток времени, недостаточный, чтобы засечь источник излучения, выявить, классифицировать и отобразить на дисплее до 256 потенциальных целей. Силовая установка AH-64D состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-701C мощностью 1409 киловатт; значительно усовершенствованное радиоэлектронное оборудование повышает надежность, эффективность и живучесть вертолета. В соответствии с программой, рассчитанной на период с 1996 по 2010 год, все вертолеты АН-64А, стоящие на вооружении США и находящиеся в резерве, должно ны быть модернизированны до стандарта AH-64D. Такие вертолеты поступят на вооружение 8 Нидерланды и Великобританию (в последнем случае выпущенные по лицензии компанией «Уэстлэнд»).

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Египет (АН-64А), Израиль (АН-64А), Греция (АН-64А), Кувейт (планируется), Нидерланды (AH-64D), Саудовская Аравия (АН-64А), Великобритания (AH-64D), Объединенные Арабские Эмираты (АН-64А) и США (АН-64А и AH-64D)

Экипаж Два человека

Диаметр несущего винта 14,63 м

Длина 17.73 м с вращающимся винтом

Высота 4.95 м

Вес пустого вертолета 5352 кг

Максимальный взлетный вес 10 107 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 265 км/ч

Максимальная скороподъемность 942 метров в минуту

Потолок статический с учетом влияния земли 4115 м

Потолок статический без учета влияния земли 2990 м

Максимальная дальность полета 433 км без дополнительных топливных баковimage128

АН-64 А «Апач»

image129

Второй опытный образец AH-64D «Лонгбоу» во время проводимых американской армией испытаний на полигоне вертолетостроительной компании «Макдоннелл-Дуглас» в городе Меса, штат Аризона.

Энциклопедия авиации