Ми-8 и Ми-17 ОКБ им. Миля Россия

Один из самых удачных вертолетов за всю историю вертолетостроения, Ми-8, совершивший первый полет 24 июня 1961 года и оснащенный турбовальными двигателями, пришел на смену Ми-4 с поршневыми двигателями. Первоначально на Ми-8 устанавливался один двигатель АИ-24В конструкции Ивченко, но 2 августа 1962 года в воздух поднялся опытный образец, оснащенный двумя двигателями ТВ2-117 конструкции Изотова, и это стало стандартной силовой установкой для Ми-8, выпускаемых вертолетными заводами начиная с 1965 года.

Получивший обозначение НАТО Hip, Ми-8 до сих пор выпускается серийно; в общей сложности было сделано несколько тысяч машин гражданских и военных модификаций, которые экспортировались в 57 стран. В просторной кабине помещается 28 пассажиров или груз; погрузка-выгрузка осуществляется быстро через две широкие двери в задней части. В военной модификации Ми-8 может использоваться для нанесения ударов по наземным целям, обеспечения непосредственной поддержки сухопутных войск, подавления огневых точек противника, постановки мин, в качестве мобильного штабного центра, для разведки и постановки радиоэлектронных помех. Появившийся в 1968 году штурмовик Ми-8ТВ ( Hip-C), созданный на основе транспортного Ми-8Т, способен взять на борт 24 человека десанта и четыре пусковых контейнера 57-мм реактивных снарядов или бомбы на внешних кронштейнах. Усовершенствованный Ми-8ТБ (Hip-E), появившийся в 1975 году, способен взять шесть пусковых контейнеров, четыре ПТУРа АТ-2 «Скорпион» (Swagger) и 12,7-мм пулемет; экспортный вариант Ми-8ТБК (Hip-F) берет шесть ПТУРов АТ-3 «Малютка» (Saggers). В настоящее время вертолет оснащается двумя турбовальными двигателями ТВ-2-117АГ мощностью 1119 киловатт.

В 1976 году впервые поднялся в воздух опытный образец Ми-18, созданный на основе Ми-8, но оснащенный двигателями ТВЗ-117. В дальнешем этот вертолет, предназначенный для внутреннего использования, получал обозначение Ми-8, а на экспорт поставлялся под обозначением Ми-17. В настоящее время выпускается военная модификация Ми-8МТ, оснащенная турбовальными двигателями ТВЗ-117МТ мощностью 1417 киловатт, способная взять на борт дополнительно шесть человек десанта, и Ми-8МТВ, предназначенная для использования в условиях жаркого климата и высокогорья. Стандартное вооружение, размещаемое на шести пилонах на внешних кронштейнах, состоит из четырех контейнеров пусковых направляющих 80-мм реактивных снарядов, 23-мм пушек УПК-23 и других типов оружия, в том числе с кассетными боеголовками, а также устанавливаемой на турели у дверцы автоматической пушки. Самая последняя по времени модификация Ми-17МД, представленная в 1995 году на авиационной выставке в Париже, способна брать на борт 36—40 человек десанта.

Тактико-технические характеристики: (Hip-C)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время См. по тексту статьи

Экипаж Два летчика и бортинженер

Диаметр несущего винта 21,288 м

Длина 25,244 м с вращающимся винтом

Высота 5,654 м

Вес пустого вертолета 7260 кг

Максимальный взлетный вес 12 000 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 250 км/ч

Потолок динамический 4500 м

Потолок статический с учетом влияния земли 1800 м

Потолок статический без учета влияния земли 850 м

Максимальная дальность полета 425—520 км стандартная

image134

Ми-17

image135

Ми-8МТ (Hip-H) с кронштейнами для подвески вооружения (фото Петра Бутовского).

Энциклопедия авиации