«Нанчань» Q-5 Китай

Разработка Q-5 началась в 1958 году, когда компания «Шеньян» получила задачу создать истребитель-бомбардировщик, взяв за основу советский истребитель МиГ-19 КБ Микояна. До первого полета МиГ-19 китайского производства (получившего обозначение J-6) оставалось еще несколько лет, хотя Советский Союз передал Китаю необходимую технологию и помог наладить на местных заводах сборку из комплектующих. Компания «Шеньян» была слишком поглощена работами по созданию J-6, и разработка Q-5 была поручена компании «Нанчань». К несчастью, вскоре после передачи программы в другую компанию работы были приостановлены (в 1961 году) и возобновились только в 1963 году.

Первый опытный образец Q-5 совершил полет 5 июня 1965 года, но во время испытаний вскрылось много проблем, и серийное производство было отложено до 1969 года. Серийный Q-5, появившийся в 1970 году, практически не сохранил внешнего сходства со своим прототипом МиГ-19: удлиненный фюзеляж обладает совершенными аэродинамическими формами, что позволяет минимизировать нагрузки при переходе через звуковой барьер, имеет заостренную носовую часть (бортовая РЛС отсутствует). Просторный внутренний бомболюк дает возможность взять две 500-кг бомбы; более легкое оружие при необходимости устанавливается на пилоны под крыльями и фюзеляжем. Некоторые Q-5 имели возможность нести ядерное оружие. Однако дальность действия оказалась недостаточной, и в 1980 году появился Q-5 I, не имеющий внутреннего бомболюка, но берущий на борт существенно больший запас горючего. Для того, чтобы сохранить общее количество устанавливаемого вооружения, были добавлены два дополнительных места подвески под крыльями. Встроенное вооружение состоит из двух 23-мм пушек в корневой части крыльев.

Экспорт модифицированной версии, получившей обозначение А-5С, в Пакистан привел к тому, что на всех последующих моделях Q-5 устанавливается по шесть пилонов под крыльями; опытный образец последней по времени модификации А-5М, созданной при содействии Италии, в дополнение к четырем местам подвески под фюзеляжем имеет восемь пилонов подкрыльями, а также усовершенствованное радиоэлектронное оборудование. Первый А-5М появился в 1988 году; первая промышленная партия была поставлена в Мьянму (Бирму) в 1993 году. Различные модификации Q-5 оснащены двумя форсированными турбореактивными двигателями Liming WP6 с тягой 31,87 кН, а А-5 оснащен двумя форсированными турбореактивными двигателями WP6A, развивающими тягу 39,72 кН. Этими двигателями могут оснащаться и предыдущие модификации Q-5.

Тактико-технические характеристики: (А-5С, если нет иных указаний)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Бангладеш, Китай, Мьянма (Бирма), Северная Корея и Пакистан

Экипаж Один человек

Размах крыльев 9,7 м

Длина 16,255 м

Высота 4,516 м

Вес пустого самолета 6494 кг

Максимальный взлетный вес 12 000 кг

Максимальная боевая нагрузка 2000 кг

Максимальная скорость 1210 км/ч

Максимальная скороподъемность 6180 метров в минуту

Практический потолок 15 850 м

Максимальная дальность полета 2000 км

image142

«Нанчань» Q-5

image143

А-5С из 26-й эскадрильи «Блэк Спайдер» ВВС Пакистана (фото Дениса Хьюза).

Энциклопедия авиации