F-5 компании «Нортроп» США

 

F-5 задумывался как сверхзвуковой легкий тактический истребитель несложной конструкции, который будет поставляться на экспорт в соответствии с финансируемой правительством США программой военной помощи иностранным государствам. Успех этого самолета оказался таковым, что после того, как 30 июля 1959 года в воздух впервые поднялся опытный образец N-156, свыше 2000 машин было выпущено в США и по лицензии в Канаде, Южной Корее, Нидерландах, Испании, Швейцарии и на Тайване. Из этого числа около 1700 самолетов остаются в строю в настоящее время, и различные программы модернизации радиоэлектронного оборудования, различных систем и двигателей осуществляются в Бельгии, Канаде, Израиле, США и других странах, что позволит F-5 остаться на вооружении и в следующем тысячелетии.

Первоначально одноместный F-5A «фридом Файтер» (Freedom Fighter) выпускался как дневной истребитель, развивающий скорость до М=1,4. Силовая установка состояла из двух форсированных турбореактивных двигателей «Дженерал Электрик» J85-GE-13 с тягой 18,5 кН. В дополнение к двум 20-мм пушкам и ракетам класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер» на консолях крыльев самолет имел пять пилонов внешней подвески для установки вооружения общим весом до 2812 кг. Прицельное оборудование на первых модификациях состояло, как правило, только из оптического прицела. Двухместный учебно-боевой самолет получил обозначение F-5B, а разведывательный вариант — RF-5A. Первый F-5A поднялся в воздух в июле 1963 года, а в феврале 1965 года Иран первым получил партию этих самолетов в рамках программы военной помощи.

11 августа 1972 года совершил первый полет значительно усовершенствованный одноместный F-5E «Тайгер II» (Tiger II), также разработанный при финансовой поддержке американского правительства. Оснащенный двумя турбореактивными двигателями J85-GE-21B с тягой на форсаже 22,24 кН и развивающий максимальную скорость М=1,63, этот самолет в настоящее время является самой распространенной модификацией F-5. Бортовая РЛС Emerson AN/APQ-159 позволяет действовать в любую погоду и в темное время суток, а автоматические закрылки улучшают маневренность. Максимальная боевая нагрузка увели-126 чена до 3175 кг. Серийное производство этого самолета началось в 1973 году.

Двухместный вариант с одной пушкой имеет обозначение F-5F, а разведывательная модификация имеет обозначение RF-5E «Тайгер Аи» (Tiger Eye). Программа модернизации «Тайгер II» включает в себя установку бортовой РЛС AN/APG-66 или аналогичной, многофункционального дисплея, проецируемого на стекло кабины, нового компьютера и другого дополнительного оборудования.

Тактико-технические характеристики: (F-5E, если нет иных указаний)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Бахрейн, Бразилия, Канада (снимается с вооружения), Чили, Греция, Гондурас, Индонезия, Иран, Иордания, Кения, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Марокко, Норвегия, Филиппины, Саудовская Аравия, Сингапур, Швейцария, Испания, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, США, Венесуэла, Вьетнам и Йемен

Экипаж Один человек

Размах крыльев 8,13 м

Длина 14,68 м

Высота 4,06 м

Вес пустого самолета 4347 кг

Максимальный взлетный вес 11 192 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость М=1,63

Максимальная скороподъемность 10 500 метров в минуту

Практический потолок 15 800 м

Максимальная дальность полета 2861 км с дополнительными топливными баками

image145

F-5E «Тайгер II»

image146

F-5A канадского производства осуществляет пуск реактивных снарядов (такие самолеты в настоящее время стоят на вооружении Венесуэлы).

Энциклопедия авиации