«Торнадо» (Tornado) компании Panavia Международная разработка

Самолет с крылом с изменяемой стреловидностью «Торнадо», помимо своей основной задачи — нанесения бомбово-штурмовых ударов, — способен также обеспечивать непосредственную поддержку сухопутных войск. Этот самолет был создан в рамках чрезвычайно успешной международной программы, в которой принимали участие Германия, Италия и Великобритания. В 1969 году была создана компания Panavia Aircraft (первоначально в работах также принимали участие Нидерланды). «Многофункциональный боевой самолет» — такое обозначение получил сначала «Торнадо» — должен был развивать сверхзвуковую скорость при полете на уровне моря, скорость, значительно превышающую скорость звука, на больших высотах, обладать хорошей маневренностью и радиусом действия, а также способностью барражировать длительное время, но при этом иметь достаточно небольшие размеры и быть неприхотливым в обслуживании. Летчик и штурман размещались в двух кабинах тандемом; в качестве силовой установки были выбраны два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя Turbo Union RB199 Mk.103, развивающих тягу 71,2 кН. Для навигации вслепую и наведения на цель самолет был оснащен бортовой РЛС «воздух-земля».

Первый опытный образец поднялся в воздух в Германии 14 августа 1974 года, за ним последовали английский и итальянский самолеты, а в июне 1979 года первые «Торнадо» поступили в строевые части Королевских ВВС и «Люфтваффе». Для обучения интернациональных экипажей в Великобритании в 1981 году был открыт международный центр подготовки. Первая эскадрилья Королевских ВВС, укомплектованная «Торнадо», была развернута в 1982 году вскоре за немецкой. Первые экспортные «Торнадо» были поставлены в Саудовскую Аравию в 1986 году. Всего был вылущен 781 самолет различных модификаций, в том числе штурмовики, стоящие на вооружении германского флота (некоторое количество было впоследствии передано «Люфтваффе»), более мощные самолеты для ведения электронной борьбы и разведки, стоящие на вооружении ВВС, а также вторая партия из 48 F-5E «Тайгер II», поставленных в Саудовскую Аравию в 1987 году. Помимо базовой модификации GR Mk.1, на вооружении Королевских ВВС стоят разведывательные GR Mk.1A и Мк.1В морской авиации. Обозначение GR Mk.4/4A получили 142 самолета Королевских ВВС Мк.1/1А, которым в период с 1996 по 2002 год предстоит пройти модернизацию, в которую входят оснащение инфракрасной системой переднего наблюдения, тепло-визионной и лазерной системой целеуказания, цветным многофункциональным приборным дисплеем и другим оборудованием.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца

См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Германия (ВВС и ВМФ), Италия, Саудовская Аравия и Великобритания. Возможно, Объединенные Арабские Эмираты возьмут в лизинг небольшое количество самолетов GR Mk. 1 Королевских ВВС

Экипаж Два человека

Размах крыльев 13,91 м с минимальным и 8,6 м с максимальным углом стреловидности

Длина 16,7 м

Высота 5,95 м

Вес пустого самолета До 14 500 кг

Максимальный взлетный вес 28 000 кг

Максимальная боевая нагрузка Вооружение общим весом до 9000 кг размещается на четырех поворотных пилонах под крыльями и трех пилонах под фюзеляжем; для увеличения общего количества оружия возможна установка многопозиционных креплений. Стандартное вооружение состоит из восьми 1000-фунтовых бомб, двух ракет класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер» для самообороны, кассетных боеприпасов, различных ракет класса «воздух-земля», в том числе «Мэверик», класса «воздух-РЛС» ALARM ИЛИ HARM, «воздух-корабль» Sea Eagle или Komoran. Все модификации, кроме разведывательной и предназначенной для ведения электронной борьбы, оснащены двумя 27-мм пушками.

Максимальная скорость М=1,8 с подвесным вооружением и дополнительными топливными баками; М=2,2 без них

Практический потолок Больше 15 240 м

Максимальная дальность полета Радиус действия 1482 км с четырьмя 1000-фунтовыми бомбами, двумя дополнительными топливными баками и двумя ракетами «Сайдвиндер»

image149

«Торнадо»

image150

Опытный образец GR Мк.4 Королевских ВВС.

Энциклопедия авиации