«Сааб-37» «Вигген» (Saab-37 Viggen) Швеция

Первый полет «Вигген» совершил 8 февраля 1967 года. Он создавался как боевой самолет, предназначенный для выполнения различных задач, при этом обладающий чрезвычайно хорошими характеристиками взлета-посадки и, следовательно, способный использовать в качестве аэродромов прямые отрезки шоссе. Промышленное производство первой модификации — штурмовика AJ37 — началось в феврале 1971 года. Через два года появился специальный «Вигген» для ведения аэрофотосъемки SF37, однако в строевые части этот самолет начал поступать только в 1977 году; к этому времени на вооружение уже был принят морской разведчик SH37. Последней боевой модификацией стал перехватчик JA37, запущенный в серию в 1979 году и принятый на вооружение в следующем году. Пятой модификацией «Виггена» стал двухместный учебный самолет. Всего ВВС Швеции получили 329 «Виггенов» различных модификаций; последний (JA37) поступил в войска в июне 1990 года. В 1995 году «Виггенами» были укомплектованы 14 эскадрилий, но уже в октябре того года летчики начали переучиваться на «Грипены».

На настоящее время ударные силы «Виггенов» состоят из 75 самолетов AJS37, представляющих из себя модификации AJ37, SH37 и SF37, совсем недавно прошедшие модернизацию и способные выполнять задачи по нанесению ударов по наземным целям, перехвату и ведению разведки. Благодаря новому оснащению все эти операции «Вигген» выполняет одинаково эффективно. В первую очередь это стало возможно после установки нового компьютера, нового метода ввода полетных данных и новой системы наблюдения. Компьютер также значительно расширил количество типов применяемого вооружения, позволив использовать в числе прочих кассетные боеприпасы DWS39 и ракеты класса «воздух-корабль» RBS15F. Вооружение размещается на четырех пилонах под крыльями и трех пилонах под фюзеляжем; встроенное вооружение состоит из 30-мм пушки.

«Вигген» первым принес в военную авиацию переднее расположение горизонтальных рулей (схему «утка»), что впоследствии неоднократно копировалось. Подобная схема обеспечивает хорошую управляемость самолетом во всем диапазоне скоростей и препятствует срыву воздушных потоков при больших углах атаки. Силовая установка состоит из одного двигателя «Вольво» RM8, развивающего тя-гу 115,7 кН.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Швеция

Экипаж Один человек

Размах крыльев 10,6 м

Длина 16,4 м

Высота 5,9 м

Максимальный взлетный вес 20 000 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость Больше М=2

Практический потолок 18 800 м

Максимальная дальность полета Радиус действия 500 км при полете на небольших высотах

image153

«Сааб-37» «Вигген»

image154

«Вигген» шведских ВВС с полным вооружением готов к взлету.

Энциклопедия авиации