«Ягуар» (Jaguar) компании Sepecat Франция/ Великобритания

Работы по осуществлению англо-французской программы «Ягуар» в целях создания тактического истребителя-бомбардировщика и учебного самолета, способного развивать скорость, близкую к скорости звука, на малых высотах и сверхзвуковую скорость на больших высотах, начались в 1965 году. Новый самолет был оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями «Роллс-Ройс»-«Турбомека» «Адур». Отправной точкой для начала разработки стал Вг 121, но «Ягуар» получился гораздо более крупным и тяжелым самолетом. Очень важное качество — хорошие взлетно-посадочные характеристики — было достигнуто отчасти применением высокомеханизированного крыла, оснащенного двухщелевыми закрылками и отклоняемыми носками, а также поперечными гребнями; система пилотирования и целеуказания позволяла с высокой вероятностью точности нанести удар по наземной цели с первого захода.

Первый опытный образец, двухместный учебный самолет французского производства, поднялся в воздух 8 сентября 1968 года; за ним в 1969 году последовали французский и английский одноместные опытные образцы. Первым в 1972 году на вооружение был принят французский двухместный «Ягуар-Е»; одноместный «Ягуар-А» начал поступать в строевые части в середине 1973 года. Двухместный «Ягуар-В» Королевских ВВС впервые поднялся в воздух в 1971 году, а одноместный «Ягуар-S» был принят на вооружение в 1974 году под обозначением «Ягуар» GR Mk. 1. После оснащения инерциальной навигационной системой эти самолеты получили обозначение GR Мк.1А, а некоторые из них в настоящее время проходят модернизацию до стандарта GR Mk.1 В: устанавливается тепловизионная система целеуказания с лазерным прицелом, широкоэкранный дисплей, проецируемый на стекло кабины, система глобального определения местонахождения и единая ручка управления. Многие «Ягуары» Королевских ВВС уже оснащены новыми более мощными двигателями «Адур» Мк.104, развивающими на форсаже тягу 35,14 кН каждый. Вооружение общим весом 4536 кг размещается на четырех пилонах под крыльями и одном под фюзеляжем; одноместные самолеты имеют две встроенные 30-мм пушки, а двухместные — только одну. Возможна установка дополнительной системы ведения наблюдения и разведки.

Экспортная модификация получила обозначение «Ягуар Интернешонал» (Jaguar International); первая поставка была осуществлена в Эквадор в 1977 году. «Интернешонал» оснащены более мощными двигателями и могут нести на консолях крыльев ракеты класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер» или Magic; впрочем, такие ракеты могут устанавливаться и на некоторые другие «Ягуары». «Интернешонал» также выпускался в Индии под обозначением Shamsher, причем индийские штурмовики морской авиации являются единственными «Ягуарами», оснащенными бортовой РЛС.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Эквадор, Франция, Нигерия, Оман и Великобритания

Экипаж Один или два человека (в учебно-боевой модификации)

Размах крыльев 8,69 м

Длина 15,52 м (одноместный)

Высота 4,89 м

Вес пустого самолета 6,985 кг

Максимальный взлетный вес 15 700 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость Больше М=1,6

Максимальная дальность полета Радиус действия 800 км с четырьмя 1000-фунтовыми бомбами

image155

«Ягуар» (Jaguar) компании Sepecat

image156

Два «Ягуара-А» французских ВВС с различной камуфляжной раскраской.

Энциклопедия авиации