J-22 Orao компании СОКО и IAR-93 компании Avioane Румыния/ бывшая Югославия

Амбициозная программа Jurom, предпринятая румынской компанией CNIAR (в настоящее время Avioane) и югославской компанией СОКО с целью создания боевого самолета, способного обеспечивать непосредственную поддержку сухопутных войск, вести разведку и наносить штурмовые удары и при этом обладающего ограниченной возможностью борьбы с воздушными целями, была начата в 1970 году. Первый полет одноместных опытных образцов в обеих странах состоялся31 октября 1974 года; вслед за этим 29 января 1977 года в воздух поднялись двухместные машины. Первые пятнадцать машин опытных серий, построенных в обеих странах, поднялись в воздух в 1978 году.

Хотя разработка самолета велась собственными силами двух компаний, широко использовались зарубежные технологии. Самолет был оснащен английским, французским и американским радиоэлектронным оборудованием, выпускавшимися по лицензии английской компании «Роллс-Ройс» турбореактивными двигателями серии Viper 600, английским катапультируемым креслом «Мартин-Бейкер», итальянскими комплектующими шасси, советскими 23-мм пушками ГШ-23Л (двумя). Подвесное вооружение использовалось самое разнообразное: американские ракеты с телевизионной головкой наведения «Мэверик», советские ракеты класса «воздух-земля», французские бомбы «Дюрандаль» — этот перечень далеко не полный. Вооружение общим весом до 1200 кг для IAR-93B и 2800 кг для Огао 2 подвешивается к четырем пилонам под крыльями и одному пилону под фюзеляжем.

IAR-93B и Огао 2 в одноместной и двухместной модификациях оснащены двумя форсированными турбореактивными двигателями с тягой по 22,37 кН, соответственно Viper Mk.633-47 и Mk.633-41. Именно затянувшаяся разработка форсированных двигателей привела к тому, что первые серии одноместных и двухместных IAR-93A и Огао, оснащенные двигателями Viper Mk.632 без форсажной камеры, развивавшими тягу всего 17,66 кН, использовались для выполнения преимущественно небоевых задач, хотя в настоящее время осуществляется программа их модернизации до нового стандарта. Специальный двухместный разведчик имеет обозначение NJ-22 Orao 2D. Точное состояние дел в настоящее время не известно; компания Avioane выпустила 36 машин IAR-93A и большинство из 165 IAR-93B, заказанных румынской армией, а компания СОКО выпустила 124 машины Огао/Огао 2, после чего производство было прекращено вследствие распада Югославии. Известно, что на складах компании Avioane хранятся готовые фюзеляжи и крылья.

Тактико-технические характеристики:

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Румыния и Сербия (Югославия)

Экипаж Один или два человека

Размах крыльев 9,3 м

Длина 14,9 м (одноместная модификация)

Высота 4,52 м

Вес пустого самолета 5500 кг (IAR-93B); 5750 кг (Огао 2)

Максимальный взлетный вес 10 900 кг (IAR-93B); 11 800 кг (Огао 2)

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость 1086 км/ч

Практический потолок 13 500 м

Максимальная дальность полета Радиус действия 530 км с боевой нагрузкой 1000 кг

image156 1

J-22 Orao компании СОКО

image157

Огао J-22 компании СОКО в процессе заправки и подвески вооружения.

Энциклопедия авиации