Су-17, Су-2О и Су-2 2 ОКБ им. Сухого Россия

В 1965 году в Советском Союзе были начаты работы по программе создания штурмовика с изменяемой стреловидностью крыла на базе истребителя Су-7. Опытный образец Су-7ИГ (Су-22И) совершил первый полет 2 августа 1966 года. У этого самолета только концы крыльев меняли угол стреловидности; центроплан оставался неподвижным. Однако проведенные изменения позволили значительно улучшить боевые показатели самолета и максимальную нагрузку, и в 1968 году была выпущена опытная серия С-32.

Первая партия С-32 получила обозначение Су-17 (обозначение НАТО Fitter-В). Самолет, оснащенный турбореактивным двигателем АЛ-7Ф1-250 конструкции Люльки, развивающим тягу на форсаже 94,15 кН, брал на борт запас горючего 2800 кг и 3000 кг боевой нагрузки. За первой модификацией, выпускавшейся в 1970—1972 годах, последовал значительно усовершенствованный Су-17М (Fitter-C), оснащенный двигателем АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 109,84 кН и берущий на борт 3630 кг горючего и 4000 кг боевой нагрузки. На Су-17М2 (Fitter-D) появились в числе прочего оборудования лазерный дальномер и доплеровский навигационный радар ДИСС-7; эта модификация выпускалась до 1979 года. Выпускавшийся до 1990 года Су- 17М4 (Fitter-K) способен взять до 4250 кг вооружения на четырех пилонах под фюзеляжем, четырех пилонах под центропланом и двух пилонах на консолях, предназначенных только для установки ракет класса «воздух-воздух» Р-60 (Aphid). Встроенное вооружение состоит из двух 30-мм пушек в корневой части крыльев. Двухместные учебно-боевые самолеты имеют только одну пушку.

Су-17МЗ и Су-17М4 могут быть оснащены комплексом ведения разведки ККР-1. Недавно Су-17 был снят с вооружения в странах СНГ, за исключением разведывательных модификаций. Экспортные варианты Су-17 получили обозначения Су-2О и Су-22; часть Су-22 оснащена форсированными двигателями «Союз» Р29БС-300 с тягой 112,78 кН. Предлагается программа модернизации существующего парка Су-17 до стандарта Су-22М5, опытный образец которого был продемонстрирован в 1995 году на авиационном салоне в Париже. Этот самолет оснащен самым современным радиоэлектронным оборудованием, 138 сделанным при содействии французских компаний, в том числе бортовой РЛС Phantom в носовом коническом обтекателе, установленным вместо лазерного дальномера «Клен-54».

Тактико-технические характеристики: (Су-17М4, если нет иных указаний)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, 8 которых стоит на вооружении в настоящее время Афганистан (Су-22), Алжир (Су-20), Ангола (Су-22), Чешская республика (Су-22), Египет (Су-20), Венгрия (Су-22), Ирак (Су-20), Казахстан, Ливия (Су-22), Северная Корея (Су-22), Словакия (Су-22), Польша (Су-22), Россия, Перу (Су-22), Туркмения, Украина, Узбекистан, Вьетнам (Су-22) и Йемен (Су-22)

Экипаж Один человек

Размах крыльев 13,68 м с минимальным и 10,025 м с максимальным углом стреловидности

Длина 19,02 м

Высота 5,129 м

Вес пустого самолета 10 640 кг

Максимальный взлетный вес 19 500 кг

Максимальная боевая нагрузка См. по тексту статьи

Максимальная скорость М=1,77

Практический потолок 15 200 м

Максимальная дальность полета 2550 км

image158

Су-17  МЗ

image159

Польские штурмовики Су-22 Су-22М4 и двухместный учидно-боевой вариант (фото Петра Бутовского).

Энциклопедия авиации