Су-2 5 ОКБ им- Сухого Россия
Су-25 (обозначение НАТО Frogfoot) — это специально разработанный дозвуковой самолет непосредственной поддержки сухопутных войск; помимо этого, он может также использоваться для буксировки мишеней. КБ Сухого начало работы по созданию штурмовика в 1968 году, за год до получения официального заказа, что позволило уже через несколько месяцев предложить проект Т8, который и был выбран для дальнейшей разработки. Опытный образец Т8-1 поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, а в 1980 году еще два опытных образца были направлены в Афганистан для испытаний в боевых условиях. В 1981 году был создан 200-й отдельный штурмовой авиационный полк, через год принявший участие в боевых действиях в Афганистане.
Промышленное производство Су-25 завершилось в 1992 году, после того, как было выпущено больше 700 одноместных боевых и двухместных учебно-боевых самолетов, из которых 210 машин было поставлено на экспорт. На большинстве серийных самолетов стоят два турбореактивных двигателя «Союз» Р-95Ш без форсажной камеры, каждый с тягой 40,21 кН, хотя на последних модификациях Су-25БМ и Су-25УБ установлены двигатели Р-195, развивающие тягу 44,13 кН.
Много внимания было уделено повышению живучести самолета. Летчик сидит в легком катапультируемом кресле, кабина защищена сваренными пластинами титановой брони, топливная система и система управления также защищены, имеется устройство оповещения о радиолокационном излучении, выбрасыватели ИК-ловушек, а также устройство постановки пассивных радиоэлектронных помех.
Бортовое оборудование включает в себя доплеровский навигационный радар, лазерный дальномер — целеуказатель «Клон-ПС» и фотографическую камеру; на пилонах под крыльями можно устанавливать четыре контейнера с обслуживающим снаряжением, что позволяет в течение длительного периода времени использовать штурмовик вдали от базы. Последней по времени модификацией является Су-25Т, совершивший первый полет 17 августа 1984 года. Этот самолет оснащен усовершенствованной системой пилотирования и управления огнем, позволяющей использовать «умные» системы оружия, в том числе 16 ПТУРов «Вихрь» с наведением по лазерному лучу. Первый серийный Су-25Т взлетел в 1990 году; считается, что в строевые части российских ВВС поступило около 20 самолетов Су-25ТМ. Возможно, в небольших количествах этот самолет поставлялся в Болгарию и Словакию.
Тактико-технические характеристики: (Су-25)
Первый полет опытного образца См. по тексту статьи
Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Афганистан, Ангола, Белоруссия, Болгария, Чешская республика, Грузия, Венгрия, Ирак, Северная Корея, Россия, Словакия и Украина
Экипаж Один человек; два человека в учебно-боевой модификации
Размах крыльев 14,36 м
Длина 15,53 м
Высота 4,8 м
Максимальный взлетный вес 17 530 кг
Максимальная боевая нагрузка На восьми пилонах под прямыми крыльями размещается до 4340 кг вооружения; по одному крайнему пилону предназначено для ракет класса «воздух-воздух» Р-60 ( Aphid) для самообороны. Вооружение довершает встроенная двухствольная 30-мм пушка под фюзеляжем.
Максимальная скорость М=0,82
Практический потолок 7 000 м
Максимальная дальность полета 510 км (1850 км с дополнительными топливными баками)
Су-25
Су-25 (фото Петра Бутовского).
Энциклопедия авиации
Рычагов Павел Васильевич
Рычагов Павел Васильевич (1911—1941) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936). В Красной Армии с 1928. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1930), Борисоглебскую военную школу лётчиков…
Регулятор взмаха
регулятор взмаха, компенсатор взмаха, — устройство системы управления углом установки лопасти винта вертолёта, позволяющее осуществлять кинематическую связь между углом взмаха и углом установки лопасти. Уменьшение угла установки лопасти при повороте её…
Волновой кризис
волновой кризис — возникновение скачков уплотнения (ударных волн) при трансзвуковом обтекании тела, когда Маха число набегающего потока М∞ превышает критическое число Маха. Начало В. к. связано с образованием местной зоны сверхзвукового течения,…
Эргономика авиационная
Эргономика авиационная (от греч. érgon — работа и nómos — закон) — раздел научно-прикладной дисциплины — эргономики, специфическими объектами которого являются ЛА и средства УВД, рассматриваемые как системы «человек — машина», а предметом — процессы (алгоритмы,…
Технология авиастроения
Технология авиастроения — область технологии машиностроения, включающая процессы, методы, способы и технические средства изготовления изделий авиационной техники. В начальный период развития авиационной техники Т. а. располагала ограниченными средствами, которые определяли характер технологических процессов при…
Рыскание
рыскание — отклонение летательного аппарата от некоторого заданного направления полёта; характеризуется углом Р. и скоростью Р. Угол рыскания y — угол между осью OXg нормальной системы координат (СК), определяющей заданное направление движения,…
Хачатуров Константин Рубенович
Хачатуров Константин Рубенович (1917—1988) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1983), Герой Социалистического Труда (1974). Окончил МАИ (1940). С 1939 работал в различных авиадвигателестроительных КБ. В 1967—82 главный…
Казанский авиационный институт
Казанский авиационный институт (КАИ) имени А. Н. Туполева — высшее учебное заведение; готовит инженеров для авиационных, машиностроительных и приборостроительных отраслей промышленности. Основан в 1932. В 1973 институту присвоено имя А.…
Неждановский Сергей Сергеевич
Неждановский Сергей Сергеевич (1850—1940) — русский изобретатель, конструктор и исследователь в области летательных аппаратов. Окончил Московский университет (1873), в течение многих лет сотрудничал с Н. Е. Жуковским. В 1880 x…
- 1
- 2
- 3