Су-2 5 ОКБ им- Сухого Россия

Су-25 (обозначение НАТО Frogfoot) — это специально разработанный дозвуковой самолет непосредственной поддержки сухопутных войск; помимо этого, он может также использоваться для буксировки мишеней. КБ Сухого начало работы по созданию штурмовика в 1968 году, за год до получения официального заказа, что позволило уже через несколько месяцев предложить проект Т8, который и был выбран для дальнейшей разработки. Опытный образец Т8-1 поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, а в 1980 году еще два опытных образца были направлены в Афганистан для испытаний в боевых условиях. В 1981 году был создан 200-й отдельный штурмовой авиационный полк, через год принявший участие в боевых действиях в Афганистане.

Промышленное производство Су-25 завершилось в 1992 году, после того, как было выпущено больше 700 одноместных боевых и двухместных учебно-боевых самолетов, из которых 210 машин было поставлено на экспорт. На большинстве серийных самолетов стоят два турбореактивных двигателя «Союз» Р-95Ш без форсажной камеры, каждый с тягой 40,21 кН, хотя на последних модификациях Су-25БМ и Су-25УБ установлены двигатели Р-195, развивающие тягу 44,13 кН.

Много внимания было уделено повышению живучести самолета. Летчик сидит в легком катапультируемом кресле, кабина защищена сваренными пластинами титановой брони, топливная система и система управления также защищены, имеется устройство оповещения о радиолокационном излучении, выбрасыватели ИК-ловушек, а также устройство постановки пассивных радиоэлектронных помех.

Бортовое оборудование включает в себя доплеровский навигационный радар, лазерный дальномер — целеуказатель «Клон-ПС» и фотографическую камеру; на пилонах под крыльями можно устанавливать четыре контейнера с обслуживающим снаряжением, что позволяет в течение длительного периода времени использовать штурмовик вдали от базы. Последней по времени модификацией является Су-25Т, совершивший первый полет 17 августа 1984 года. Этот самолет оснащен усовершенствованной системой пилотирования и управления огнем, позволяющей использовать «умные» системы оружия, в том числе 16 ПТУРов «Вихрь» с наведением по лазерному лучу. Первый серийный Су-25Т взлетел в 1990 году; считается, что в строевые части российских ВВС поступило около 20 самолетов Су-25ТМ. Возможно, в небольших количествах этот самолет поставлялся в Болгарию и Словакию.

Тактико-технические характеристики: (Су-25)

Первый полет опытного образца См. по тексту статьи

Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время Афганистан, Ангола, Белоруссия, Болгария, Чешская республика, Грузия, Венгрия, Ирак, Северная Корея, Россия, Словакия и Украина

Экипаж Один человек; два человека в учебно-боевой модификации

Размах крыльев 14,36 м

Длина 15,53 м

Высота 4,8 м

Максимальный взлетный вес 17 530 кг

Максимальная боевая нагрузка На восьми пилонах под прямыми крыльями размещается до 4340 кг вооружения; по одному крайнему пилону предназначено для ракет класса «воздух-воздух» Р-60 ( Aphid) для самообороны. Вооружение довершает встроенная двухствольная 30-мм пушка под фюзеляжем.

Максимальная скорость М=0,82

Практический потолок 7 000 м

Максимальная дальность полета 510 км (1850 км с дополнительными топливными баками)

image160

Су-25

image161

Су-25 (фото Петра Бутовского).

Энциклопедия авиации