Boeing 737 MAX 8 в полете. Фото: Boeing
Конструктивный недостаток в противообледенительной системе двигателя самолетов Boeing 737 MAX может привести к тому, что силовая установка авиалайнера может развалиться, рассказал npr.org пилот Деннис Тайер.
Летчик является ветераном крупнейшей американской авиакомпании American Airlines и спикером профсоюза пилотов этого авиаперевозчика.
Катастрофическая проблема может возникнуть, если противообледенительная система двигателя будет работать более 5 минут в сухих условиях.
«Двигатель может выйти из строя и развалиться. Это довольно угрожающе», — рассказывает Тайер.
Именно поэтому пилот вынужден брать с собой стикеры для заметок и маркер — вещи, которые не нужны на других самолетах.
На стикере пилот пишет «Engine anti-ice 5 mins» — напоминание о том, что противооблединительную систему нужно выключить в течение 5 минут, чтобы избежать проблем.
Стикер с напоминанием пилоту в Boeing 737 MAX. Фото: Dennis Tajer
Тайер настаивает, что может летать безопасно несмотря на этот конструктивный недостаток, как делает все это время. Однако летчик подчеркивает, что он потерял терпение по отношению к производителю самолетов Boeing.
«Прямо сейчас мы не доверяем им. И это заставляет нас спрашивать, что еще вы нам подкинете? Потому что каждый раз, когда что-то всплывает, мы узнаем, что это вросло глубоко корнями в дисфункцию Boeing», — рассказывает пилот.
Главный авиационный регулятор США — FAA (Федеральная авиационная администрация), похоже, тоже потерял терпение. После инцидента с Boeing 737-9 MAX Alaska Airlines в январе 2024 года чинивники запретили Boeing расширять производство этих самолетов до момента, пока компания не сможет решить проблемы с качеством сборки.
В январском инциденте от самолета в полете отлетела заглушка двери. Расследование показало, что в авиалайнере отсутствовали четыре болта, которые должны были прочно держать заглушку. Их просто забыли установить на заводе.
Подмоченная репутация
Boeing 737 MAX создавался как модернизированный авиалайнер, который должен был улучшить финансовые показатели авиакомпаний за счет своей экономичности.
Однако две катастрофы таких самолетов в 2018 и 2019 годах в Индонезии и Эфиопии унесли жизни 346 человек. Расследование показало, что их причиной стала новая система улучшения характеристик маневрирования MCAS, которая должна была помогать пилотам, но вместо этого отправила авиалайнеры в пике.
Полеты всех Boeing 737 MAX остановили почти на 2 года. За это время Boeing перепрограммировал MCAS и разработал новую программу тренировок пилотов. Летчиков начали обучать, как поступать в случае, если новая система работает некорректно.
Однако пока длилось расследование, всплыли новые подробности создания самолета. В переписке сотрудников Boeing, которые участвовали в создании 737 MAX, говорилось, что новый авиалайнер «разработан клоунами под контролем обезьян».
В недавнем интервью Politico бывший топ-менеджер программы 737 MAX Эд Пирсон рассказал, что избегает полетов на этих авиалайнерах. Он рассказал о нездоровой атмосфере на производстве и отсутствии интереса к происходящему со стороны FAA до первой катастрофы авиалайнера.
«Они [Boeing] потратили 90% своей энергии, рассказывая СМИ о «возобновленном качестве» и используя выражение «фокус на возобновленном качестве» в пресс-релизах и финансовой отчетности. А тем временем я слышу от людей, что, нет, на фабрике все так же плохо или даже хуже, чем было раньше», — отмечает Пирсон.
Он считает, что Boeing 737 MAX необходимо приземлить, проинспектировать и доработать, чтобы гарантировать безопасность.